В связи с расширением и качественным изменением характера международных контактов во всех областях деятельности и превращением Республики Казахстан в открытое общество значительно возрос интерес к изучению иностранного языка. Он становится важным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса.
Это способствует повышению статуса иностранного языка как общеобразовательного школьного предмета. Но сегодня образование должно дать человеку не только сумму базовых знаний по предмету, в том числе и по иностранному языку, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новые знания, новые формы и виды деятельности. Поэтому на современном этапе кроме практического овладения иностранным языком провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, развитие умений критического мышления, культуры умственного труда, умений нешаблонно и быстро подходить к решению разнообразных проблем, умений самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, «портфель ученика» метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.
Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, предполагает использование практически всех перечисленных выше методов обучения. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий с обязательной презентацией этих результатов.
Практически все исследования, которые проводились известными учеными в области педагогики, в основном, касались вузовского образования или старшего этапа обучения в школе. Вместе с тем, метод проектов может и должен использоваться на разных ступенях и этапах обучения. Разумеется, эффективность использования данного метода во многом зависит от детальной, технологической его проработки для определенного этапа обучения, исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом образования.
Проектная форма является педагогической технологией, одним из методов и приемов повышения коммуникативной компетенции учащихся, одной из главных задач обучения иностранным языкам. Использование педагогических технологий, в частности проектной методики, учитель может выбирать на свое усмотрение. Это в полной мере зависит от уровня подготовленности класса и от технического оснащения самой школы. При этом важно также отметить, что повышение интереса к иностранному языку полностью зависит от грамотной организации и координации со стороны педагога. Если проект будет неграмотно организован, цель его неправильно объяснена, то эффективности такого проекта не следует ожидать.
Проектная методика позволяет осуществить принцип гуманизации обучения, то есть проект ориентируется на личность обучаемого, учитываются его возрастные и индивидуальные возможности, его личные интересы и стремления, уровень развития. Раскрывается творческий потенциал и степень самостоятельности.
Метод проектов дает возможность максимальной индивидуализации и дифференциации обучения, что выражается в предоставлении учащемуся условий для работы над посильным по объему и сложности заданием в своем собственном темпе и своими собственными методами. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся, реализации потенциала, заложенного природой.
Работа над проектом формирует чувство ответственности учащегося перед коллективом, развивает у участников командный дух, стимулирует развитие такого необходимого социального навыка как коммуникабельность и умение сотрудничать.
При организации проектной деятельности учитель приобретает роль организатора, координатора и помощника самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Использование метода проектов влияет на мотивационную сферу учащихся, повышая интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату. Отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего, но и труда других людей приобретают особую значимость, что способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивает умение правильно оценивать себя и других.
Технология применения метода проектов в соответствии с определенными параметрами и соответствующими им критериями эффективности методики показывают, что метод проектов обеспечивает достижение положительных образовательных результатов: повышение успеваемости учащихся, изменение их личностных качеств, развитие устойчивых интересов, мотивов, потребностей учения, формирование интеллектуальных умений. Кроме того, можно увидеть и косвенные результаты, проявившиеся в улучшении взаимоотношений учащихся, которые стали носить мотивированный характер. Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения иностранным языкам, то наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу – создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.
Метод проектов не является основным, определяющим стратегию обучения иностранным языкам, претендующим на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Метод проектов – это лишь один из методов, адекватно отражающий личностно-ориентированный подход, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения в совокупности с другими методами. Однако, при грамотном его использовании метод проектов способствует более эффективному решению методических задач и целей развивающего обучения, связанными с формированием прагматической компетенции, формированием интеллектуальных умений работать с информацией, формированием и совершенствованием социокультурной компетенции, индивидуализацией и дифференциацией процесса обучения, формированием устойчивой мотивации учения.
Салтанат ТУРМАГАМБЕТОВА,
магистр гуманитарных наук, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.