
В Региональной службе коммуникаций 6 марта состоялась пресс-конференция, посвященная изменениям в правилах аттестации педагогов.
Спикерами мероприятия выступили члены мобильной группы по разъяснению новых правил аттестации педагогов по Костанайской области: руководитель группы – директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт профессионального развития по Костанайской области Марионелла Слесарь, заместитель руководителя мобильной группы – и.о. директора методического центра управления образования Марал Бокаева, член мобильной группы – методист отдела мониторинговой работы с педагогами управления образования Кымбат Карина.
Члены разъяснительной мобильной группы рассказали о философии аттестации и о том, какие изменения ожидают педагогов.
– Во-первых, изменились ценностные установки самой процедуры аттестации. Если раньше было важно показать насколько педагог был эффективен в своём личном профессионализме, и каждый собирал массу сертификатов и дипломов, то приоритетом при прохождении аттестации становятся учебные успехи ученика, качество его знаний, – отметила в ходе брифинга в РСК Марионелла Слесарь.
Следующее важное изменение – создание «Национальной платформы непрерывного развития педагогов», это информационная система, которая обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных о профессиональной деятельности педагогов. Педагогу не придётся теперь беспокоиться, что его документы оценили необъективно, автоматизация процедуры аттестации устраняет эти риски.
– Новые изменения в правилах аттестации носят положительный характер и повлияют на качество образования, повысят качественный профессиональный потенциал наших педагогов, – отметила Марал Бокаева. – Урок является одним из главных показателей владения методикой преподавания. Динамика качества знаний обучающихся – основной показатель эффективной деятельности для педагога. Аттестационная комиссия принимает решение один раз в год, ранее было два раза в год. Если раньше педагоги сами готовили портфолио, то по новым правилам организация образования содействует в формировании материалов педагогов для аттестации. Более 40 тысяч педагогов второй, первой, высшей категории перейдут на действующий формат аттестации до 31 декабря текущего года, а педагоги других организаций (послесреднего, ТиПО) – до 31 декабря 2025 года, это связано с тем что последние начали аттестацию по новому формату позже, чем школы. С года до двух лет продлён срок действия категории для временно нетрудоспособных, лиц после декретного отпуска, перешедщих из организаций образования в министерство, управления, методкабинеты.
О том, как будет осуществляться процедура аттестации в переходный период рассказала Кымбат Карина:
– Процедуру аттестации в переходный период проходят те, кто идёт по сроку, то есть планово (срок их истекает в 2024 году, также те, у кого прошёл срок в 2023), также все те, кто имеет категорию по старому формату. Есть некоторые особености: педагоги школ начального, общего и среднего образования будут сдавать тесты по предметным знаниям, а также по методике преподавания. Всего 50 вопросов. От ОЗП освобождаются педагоги, котоыре имеют 30 и более лет стажа, при подтверждении своей имеющиейся категории, педагоги-мастера от сдачи теста не освобождаются.
Также на брифинге было отмечено, что национальная платформа нерперывного профессионального развития «Ұстаз» начнёт свою работу полномасштабно с 2025 года. В этом году проходят апробацию несколько регионов. Пять организаций образования разных уровней Костанайской области также апробируют эту платформу.
Новые требования к аттестации позволяют каждому педагогу профессионально развиваться не только в аттестационный период, а на протяжении всей его профессиональной деятельности через урок (занятие, мероприятие, организованная деятельность) как основной показатель владения методикой преподавания, а динамика качества знаний обучающихся становится главным показателем эффективности деятельности педагога. Это именно тот важный принцип, к которому стремится система образования, объявляя педагога ключевой фигурой изменений. Именно с деятельностью педагога связаны основные качественные изменения в обществе, позволяющие быть конкурентоспособным в мире.
Зарина ЖИЛКИБАЕВА,
главный специалист PR, SMM ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».