Мониторинговое исследование как один из основных компонентов педагогического менеджмента активно используется в системе повышения квалификации. Цель мониторинга – содействие обеспечению качества образовательных услуг, представляемых педагогам.
Мониторинг направлен на постоянное отслеживание состояния и качества курсовой подготовки и посткурсовой деятельности. Результаты мониторингового исследования обеспечивают профессорско-преподавательский состав и администрацию обязательным минимумом информации о состоянии и развитии тех процессов, за качество которых они отвечают и которыми они управляют.
В системе повышения квалификации педагогических работников мониторинг представляет собой инновационную технологию, выполняющую в управлении качеством констатирующую, корректирующую и прогностическую функции. ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» целенаправленно занимается проведением мониторинговых исследований, актуальных для совершенствования деятельности в конкретный период и в конкретной ситуации.
С переходом на онлайн-формат проведения краткосрочных курсов повышения квалификации появилась необходимость в мониторинге качества курсов этого формата. С целью выявления готовности педагогов к работе в онлайн-режиме в ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» были разработаны анкеты и проведён опрос среди слушателей. Анкета, состоящая из трёх блоков, направлена на выявление технической оснащённости и подготовленности, определение эффективных форм обучения и взаимодействия во время курсов повышения квалификации и определение личного опыта слушателей в онлайн-обучении и преподавании.
В опросе приняли участие 106 педагогов области, обучающихся на курсах повышения квалификации. По итогам первого блока анкет основными проблемами и затруднениями при организации обучения в дистанционном, онлайн-формате были названы технические проблемы. Для многих такой формат был новым. Но, несмотря на это, все педагоги отметили, что они повысили свой уровень знаний в процессе дистанционного, онлайн-обучения.
Качественная организация образовательного процесса в системе повышения квалификации также предполагает возможность оперативного обмена информацией между всеми его участниками, предупреждение перегрузки, чёткое распределение функций между всеми субъектами. Организация курсов повышения квалификации, прежде всего, предполагает создание благоприятных условий для профессионального и личностного роста учителя в образовательной среде.
По итогам второго блока в процессе дистанционной, онлайн-работы, педагоги отметили, что расширили свои знания о новейших технологиях, приобрели навыки использования данных технологий, что в дальнейшем поможет им применять онлайн-формат в своей работе. При этом слушатели достаточно высоко оценили качество контента курсов и высокий профессионализм тренеров и преподавателей филиала.
Четвёртую четверть учителя проводили уроки с детьми в новом формате. Онлайн-урок –это не привычный школьный урок в сорок минут. Здесь другие подходы, другие принципы. Педагоги на каникулах всегда работали над повышением своего педагогического мастерства, занимались пополнением методической копилки, подбирали материалы для будущих уроков. Нужно отметить, что и в традиционном обучении на своих уроках учителя работали с цифровыми образовательными ресурсами, с электронными учебниками, с системами электронных журналов. Администрация школ, руководители методических объединений, сами педагоги вели активную работу по подготовке к переходу на онлайн-обучение.
По итогам третьего блока можно сказать, что практически все учителя работали с онлайн-ресурсами ещё до введения карантина. В основном это были kundelik.kz, bilimland.kz и youtube.com. Так же слушатели отмечают, что основным способом занятий в дистанционном, онлайн-обучении является взаимодействие через мессенджеры (WhatsApp, Telegram). Распределяя по значимости средства обучения, в основном педагоги указали электронный учебник, затем учебник и конспект.
В процессе дистанционной, онлайн-работы педагоги отметили для себя те проблемы, над которыми нужно поработать для усовершенствования своей деятельности в онлайн-формате. Педагоги хотят научиться создавать собственные электронные ресурсы к уроку, конструировать урок с использованием электронных ресурсов, использовать сервисы интернета для организации взаимодействия с учащимися. Наш филиал как областной центр повышения квалификации в области организует вебинары, онлайн-семинары, консультации, готовит обучающие видеоролики «IT-фишки» и многое другое, что даёт педагогам возможность для профессионального развития.
Лусине МОРГУНОВА,
главный специалист отдела УРиМС ФАО «НЦПУ «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.