Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к её анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Не секрет, что дети перестали читать, больше проводят время в виртуальном пространстве: социальные сети, игры, сообщества по интересам. И здесь я бы выделила следующие проблемы:
* дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий;
* зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования;
* не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном;
* затрудняются кратко пересказать содержание;
* при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня учащиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания;
* редко обращаются к текстам познавательного характера.
То есть, возникает серьёзное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией. Не так важно читать много, гораздо нужнее качественно обрабатывать в своём сознании прочитанное. Осмыслив и определённым образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
Для работы с текстом на уроках русского языка и литературы, на каждом из этапов я выбираю свои стратегии. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает учащийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.
Уметь читать в широком смысле этого слова значит «извлечь из мёртвой буквы живой смысл», как говорил Константин Ушинский. «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное». Как же я формирую читательскую грамотность на своих уроках? Одна из стратегий – приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот приём может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Языки Казахстана» ученики рассматривали диаграмму в учебнике и строили предположения о том, какая информация представлена в диаграмме. Для этого я использовала стратегию «Корзина идей». На доске была нарисована корзина и свои предположения дети «помещали» в корзину. В этот вид работы были включены все ребята, здесь идёт обращение к личному опыту детей, интерес к процессу обучения, мотивация на выражение собственного мнения.
Ещё одна интересная, на мой взгляд, стратегия – «Алфавит за круглым столом» («Тематический алфавит»). Очень простая стратегия чтения, которая помогает припоминать то, что ученик знал на стадии вызова и то, что узнал на стадии рефлексии. Цель стратегии: заполнить как можно больше ячеек словами, относящимися к теме (урока, текста, занятия, блока, раздела и т.д.). Условие: слова в каждой ячейке должны начинаться с той буквы, которая указана в ячейке. Этот вид работы мотивирует ребят на прочтение произведения вдумчиво, а это и есть наша главная цель работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе, а так же привлечь к решению проблемы родителей школьнков.
Инна КОВАЛЬЧУК,
учитель русского языка и литературы Карабалыкской ОШ им. М.Горького
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.