Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом

Выпуск - №1-2(549-550)   :   13.01.2023
412

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к её анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Не секрет, что дети перестали читать, больше проводят время в виртуальном пространстве: социальные сети, игры, сообщества по интересам. И здесь я бы выделила следующие проблемы: 

* дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий;
* зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования;
* не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном;
* затрудняются кратко пересказать содержание;
* при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня учащиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания;
* редко обращаются к текстам познавательного характера.

То есть, возникает серьёзное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией. Не так важно читать много, гораздо нужнее качественно обрабатывать в своём сознании прочитанное. Осмыслив и определённым образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

Для работы с текстом на уроках русского языка и литературы, на каждом из этапов я выбираю свои стратегии. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает учащийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.

Уметь читать в широком смысле этого слова значит «извлечь из мёртвой буквы живой смысл», как говорил Константин Ушинский. «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное». Как же я формирую читательскую грамотность на своих уроках? Одна из стратегий – приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот приём может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Языки Казахстана» ученики рассматривали диаграмму в учебнике и строили предположения о том, какая информация представлена в диаграмме. Для этого я использовала стратегию «Корзина идей». На доске была нарисована корзина и свои предположения дети «помещали» в корзину. В этот вид работы были включены все ребята, здесь идёт обращение к личному опыту детей, интерес к процессу обучения, мотивация на выражение собственного мнения.

Ещё одна интересная, на мой взгляд, стратегия – «Алфавит за круглым столом» («Тематический алфавит»). Очень простая стратегия чтения, которая помогает припоминать то, что ученик знал на стадии вызова и то, что узнал на стадии рефлексии. Цель стратегии: заполнить как можно больше ячеек словами, относящимися к теме (урока, текста, занятия, блока, раздела и т.д.). Условие: слова в каждой ячейке должны начинаться с той буквы, которая указана в ячейке. Этот вид работы мотивирует ребят на прочтение произведения вдумчиво, а это и есть наша главная цель работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе, а так же привлечь к решению проблемы родителей школьнков.

Инна КОВАЛЬЧУК,
учитель русского языка и литературы Карабалыкской ОШ им. М.Горького 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.