Навигация для педагога будущего

Выпуск - №21(669)   :   04.06.2025
453

3

В современном образовании быть просто «знающим» преподавателем уже недостаточно. Сегодняшний вызов — это умение проектировать обучение так, чтобы оно развивало в студентах навыки действия, мышления и выбора, а не только проверяло их знание тем.
Как не потеряться в этом процессе самому педагогу? Как сохранить системность и увидеть, чему именно ты учишь, кроме предмета? Мой личный ответ – карты Scaffold, с которыми я познакомилась в рамках международной программы ETF и программы DARYA, став её сертифицированным тренером. Этот инструмент – не просто технология, это навигационная система, помогающая планировать задания и учебные занятия так, чтобы они вели студента к реальным жизненным компетенциям.
Scaffold – это система карт, основанная на четырёх международных рамках компетенций: цифровой грамотности (DigComp), личностного и социального развития (LifeComp), предпринимательского мышления (EntreComp), компетенций в области устойчивого развития (GreenComp). Карты помогают педагогу выбрать тип компетенции, определить метод обучения, подобрать форму оценки, сформулировать реальную цель задания и оценить его практическую применимость.
Я преподаю биологию в Костанайском высшем педагогическом колледже, но те задания, которые я создаю с помощью карт Scaffold, выходят далеко за рамки предмета. Это не просто упражнения, а реальные учебные ситуации, в которых студенту нужно не только знать, но и действовать, принимать решения, анализировать, коммуницировать.

1


Вот несколько примеров таких заданий.
* «Энергия жизни: визуализируем путь глюкозы»: студенты создают цифровую инфографику синтеза АТФ с использованием сервиса Canva, соблюдая цифровую этику и правила безопасного обмена контентом, здесь формируются цифровые компетенции и аналитическое мышление.
* «Иммунитет под защитой: идея для просвещения»: группы студентов создают мини-проекты о том, как популярно рассказать сверстникам о важности иммунной защиты, здесь развиваются предпринимательские компетенции, инициативность, умение работать с аудиторией.
* «Я – как клетка»: личностно-ориентированное задание, в котором студенты проводят параллель между активным и пассивным транспортом веществ и собственными стратегиями поведения – где в жизни «плывут по течению», а где прикладывают усилия. Задание развивает саморефлексию, решение проблем, гибкость мышления.
* «Клеточная мембрана как урок устойчивости»: на основе структуры мембраны студенты размышляют, как формировать устойчивые жизненные фильтры в питании, информационном пространстве, эмоциональном общении. Это формирует системное мышление и навыки адаптивности, относящиеся к компетенциям устойчивого развития.
* «Чистый воздух начинается с меня»: в рамках темы фотосинтеза студенты проводят аудит озеленения учебной аудитории или собственного дома, предлагают идеи по улучшению микроклимата и фиксируют это в мини-проектах. Формируются экологическое сознание, практическое мышление, социальная инициатива.

2


Работая над этим подходом, я оформила его в полноценные методические рекомендации для преподавателей системы ТиППО. Этот материал включает алгоритм проектирования заданий на основе Scaffold, шаблон и чек-листы для анализа заданий, банк компетентностно-ориентированных заданий, примеры учебных ситуаций с разными методами обучения и формами оценки. Работа апробирована на занятиях и представлена в рамках конкурса «Лучший учебно-методический проект» и на учебно-методическом совете колледжа.
Scaffold – это не ещё одна «папка на флешке». Это инструмент, который меняет мышление педагога. Он помогает уйти от урока ради урока к уроку ради компетенции. Он соединяет предмет и личность, теорию и повседневность, знание и смысл. И если мы хотим готовить студентов к жизни, а не только к экзамену, нам нужны такие навигационные системы. Я делюсь этим опытом с теми, кто тоже ищет новые ориентиры, кто готов не просто «проверять знания», а строить с обучающимися траекторию взросления и осознанности. Scaffold помогает это сделать. Если вы преподаватель колледжа, методист или наставник, и хотите попробовать этот подход в своей практике, я открыта для обмена опытом, сотрудничества.

Татьяна КРАВЧЕНКО,
преподаватель общеобразовательных дисциплин КВПК,
сертифицированный тренер DARYA «Scaffold»

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.