В современном образовании быть просто «знающим» преподавателем уже недостаточно. Сегодняшний вызов — это умение проектировать обучение так, чтобы оно развивало в студентах навыки действия, мышления и выбора, а не только проверяло их знание тем.
Как не потеряться в этом процессе самому педагогу? Как сохранить системность и увидеть, чему именно ты учишь, кроме предмета? Мой личный ответ – карты Scaffold, с которыми я познакомилась в рамках международной программы ETF и программы DARYA, став её сертифицированным тренером. Этот инструмент – не просто технология, это навигационная система, помогающая планировать задания и учебные занятия так, чтобы они вели студента к реальным жизненным компетенциям.
Scaffold – это система карт, основанная на четырёх международных рамках компетенций: цифровой грамотности (DigComp), личностного и социального развития (LifeComp), предпринимательского мышления (EntreComp), компетенций в области устойчивого развития (GreenComp). Карты помогают педагогу выбрать тип компетенции, определить метод обучения, подобрать форму оценки, сформулировать реальную цель задания и оценить его практическую применимость.
Я преподаю биологию в Костанайском высшем педагогическом колледже, но те задания, которые я создаю с помощью карт Scaffold, выходят далеко за рамки предмета. Это не просто упражнения, а реальные учебные ситуации, в которых студенту нужно не только знать, но и действовать, принимать решения, анализировать, коммуницировать.
Вот несколько примеров таких заданий.
* «Энергия жизни: визуализируем путь глюкозы»: студенты создают цифровую инфографику синтеза АТФ с использованием сервиса Canva, соблюдая цифровую этику и правила безопасного обмена контентом, здесь формируются цифровые компетенции и аналитическое мышление.
* «Иммунитет под защитой: идея для просвещения»: группы студентов создают мини-проекты о том, как популярно рассказать сверстникам о важности иммунной защиты, здесь развиваются предпринимательские компетенции, инициативность, умение работать с аудиторией.
* «Я – как клетка»: личностно-ориентированное задание, в котором студенты проводят параллель между активным и пассивным транспортом веществ и собственными стратегиями поведения – где в жизни «плывут по течению», а где прикладывают усилия. Задание развивает саморефлексию, решение проблем, гибкость мышления.
* «Клеточная мембрана как урок устойчивости»: на основе структуры мембраны студенты размышляют, как формировать устойчивые жизненные фильтры в питании, информационном пространстве, эмоциональном общении. Это формирует системное мышление и навыки адаптивности, относящиеся к компетенциям устойчивого развития.
* «Чистый воздух начинается с меня»: в рамках темы фотосинтеза студенты проводят аудит озеленения учебной аудитории или собственного дома, предлагают идеи по улучшению микроклимата и фиксируют это в мини-проектах. Формируются экологическое сознание, практическое мышление, социальная инициатива.
Работая над этим подходом, я оформила его в полноценные методические рекомендации для преподавателей системы ТиППО. Этот материал включает алгоритм проектирования заданий на основе Scaffold, шаблон и чек-листы для анализа заданий, банк компетентностно-ориентированных заданий, примеры учебных ситуаций с разными методами обучения и формами оценки. Работа апробирована на занятиях и представлена в рамках конкурса «Лучший учебно-методический проект» и на учебно-методическом совете колледжа.
Scaffold – это не ещё одна «папка на флешке». Это инструмент, который меняет мышление педагога. Он помогает уйти от урока ради урока к уроку ради компетенции. Он соединяет предмет и личность, теорию и повседневность, знание и смысл. И если мы хотим готовить студентов к жизни, а не только к экзамену, нам нужны такие навигационные системы. Я делюсь этим опытом с теми, кто тоже ищет новые ориентиры, кто готов не просто «проверять знания», а строить с обучающимися траекторию взросления и осознанности. Scaffold помогает это сделать. Если вы преподаватель колледжа, методист или наставник, и хотите попробовать этот подход в своей практике, я открыта для обмена опытом, сотрудничества.
Татьяна КРАВЧЕНКО,
преподаватель общеобразовательных дисциплин КВПК,
сертифицированный тренер DARYA «Scaffold»
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».