Меняющаяся ситуация в системе технического и профессионального образования формирует новые образовательные потребности педагогических кадров. Это приводит к закономерным изменениям в системе ТиПО.

Тайжанова Айна Казиевна
Каковы эти изменения? В чём особенности теоретических и практических подходов к вопросам повышения квалификации педагогических кадров? Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть готовым и способным к действиям. Новая педагогическая компетенция педагога обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций.
Педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии, он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. В этой связи перед методическими службами стоят задачи находить более эффективные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и новые формы организации методической работы в организациях.
Если инициатива в использовании новшества исходит от самого педагога, то, как правило, проблем с внедрением инноваций не возникает. Он активно занимается самообразованием: читает литературу, посещает уроки коллег, работающих по новой технологии, находит возможность пройти обучение на специальных курсах, ведёт самостоятельные разработки. Когда инициатива исходит не от педагогов, а от руководителей учебного заведения, необходимо организованное сопровождение. Оно выполняет задачи мотивации и подготовки педагога к освоению новшеств. В процессе обучения должны быть приобретены не только знания, сформировано общее представление о технологии, но и выработаны первоначальные профессиональные умения.
В связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства педагогов рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это прежде всего процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых ключевых компетенций и педагогического творчества педагогического коллектива. Следовательно, возникает необходимость в создании для всех педагогов широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса.
В современном мире знания стали более чем доступны. То, что было актуально год назад, уже не работает сегодня. Ещё вчера большая часть мира жила в офлайне по одним правилам, но с переходом в онлайн прошлые знания перестали работать в новых реалиях. Утратило смысл получение каких-либо знаний, если ты не собираешься применять их прямо сейчас. Появилось новое требование к информации: нам важнее знать, что работает или не работает в тех или иных условиях, а получить это возможно только на реальном опыте.

Утегенова Гульнара Маратовна
Сегодня областное УМО методистов колледжей строит свою деятельность именно так. Об этом и говорили на секции заместителей директоров по НМР и методистов организаций ТиПО, которая проходила по теме «Траектория развития методической службы колледжа в контексте повышения качества обучения и обновления содержания ТиПО», организованной в рамках августовского совещания.
Диалоговая площадка определила стратегические направления методического сопровождения инновационных процессов в системе технического и профессионального образования, ориентиры в деятельности областного УМО методистов организаций ТиПО на предстоящий учебный год. Программа онлайн-площадки включала выступление руководителя отдела развития учебно-методической работы в организациях ТиПО методического кабинета ТиПО Гульнары Утегеновой, председателя УМО заместителей директоров по НМР и методистов организаций ТиПО Айны Тайжановой о новых реалиях и стратегических подходах в системе построения методической работы; руководителя отдела мониторинга и анализа качественного состава работников сферы образования Айман Дощановой об аттестации педагогов как факторе повышения качества технического и профессионального образования.
Особенность секции состояла в том, что делились опытом работы не опытные методисты, а начинающие, выступления которых были интересными и содержательными: о методической среде колледжа в условиях обновления содержания ТиПО и своей роли в ней рассказала методист Рудненского горно-технологического колледжа Ирина Рябова; взгляд начинающего методиста на процессы обновления представила методист Костанайского колледжа сферы обслуживания Кумарай Тулкубаева; о подходах в формировании современной методической работы в условиях колледжа рассказала методист Сарыкольского колледжа агробизнеса и права Светлана Войцеховская; о продуктивности внедрения современных форм методической работы в колледже в условиях обновлённого содержания ТиПО поделилась мыслями руководитель методического центра Костанайского высшего колледжа Казпотребсоюза Зарина Успанова.
Работа секции прошла продуктивно и с уверенностью можно сказать, что областное УМО методистов движется в правильном направлении и готово оказывать методическую помощь педагогам в условиях обновления содержания ТиПО.
Гульнара УТЕГЕНОВА,
руководитель отдела развития учебно-методической работы организаций технического и профессионального образования методического кабинета ТиПО управления образования акимата Костанайской области,
Айна ТАЙЖАНОВА,
председатель областного учебно-методического объединения заместителей директоров по научно-методической работе и методистов организаций ТиПО Костанайской области
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».