Новые стратегические подходы в системе построения методической работы

Выпуск - №№35 (482)   :   10.09.2021
155

Меняющаяся ситуация в системе технического и профессионального образования формирует новые образовательные потребности педагогических кадров. Это приводит к закономерным изменениям в системе ТиПО.

Тайжанова Айна Казиевна

 
Каковы эти изменения? В чём особенности теоретических и практических подходов к вопросам повышения квалификации педагогических кадров? Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть готовым и способным к действиям. Новая педагогическая компетенция педагога обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций. 


Педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии, он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. В этой связи перед методическими службами стоят задачи находить более эффективные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и новые формы организации методической работы в организациях. 

Если инициатива в использовании новшества исходит от самого педагога, то, как правило, проблем с внедрением инноваций не возникает. Он активно занимается самообразованием: читает литературу, посещает уроки коллег, работающих по новой технологии, находит возможность пройти обучение на специальных курсах, ведёт самостоятельные разработки. Когда инициатива исходит не от педагогов, а от руководителей учебного заведения, необходимо организованное сопровождение. Оно выполняет задачи мотивации и подготовки педагога к освоению новшеств. В процессе обучения должны быть приобретены не только знания, сформировано общее представление о технологии, но и выработаны первоначальные профессиональные умения.

В связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства педагогов рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это прежде всего процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых ключевых компетенций и педагогического творчества педагогического коллектива. Следовательно, возникает необходимость в создании для всех педагогов широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса. 

В современном мире знания стали более чем доступны. То, что было актуально год назад, уже не работает сегодня. Ещё вчера большая часть мира жила в офлайне по одним правилам, но с переходом в онлайн прошлые знания перестали работать в новых реалиях. Утратило смысл получение каких-либо знаний, если ты не собираешься применять их прямо сейчас. Появилось новое требование к информации: нам важнее знать, что работает или не работает в тех или иных условиях, а получить это возможно только на реальном опыте. 

Утегенова Гульнара Маратовна

Сегодня областное УМО методистов колледжей строит свою деятельность именно так. Об этом и говорили на секции заместителей директоров по НМР и методистов организаций ТиПО, которая проходила по теме «Траектория развития методической службы колледжа в контексте повышения качества обучения и обновления содержания ТиПО», организованной в рамках августовского совещания. 

Диалоговая площадка определила стратегические направления методического сопровождения инновационных процессов в системе технического и профессионального образования, ориентиры в деятельности областного УМО методистов организаций ТиПО на предстоящий учебный год. Программа онлайн-площадки включала выступление руководителя отдела развития учебно-методической работы в организациях ТиПО методического кабинета ТиПО Гульнары Утегеновой, председателя УМО заместителей директоров по НМР и методистов организаций ТиПО Айны Тайжановой о новых реалиях и стратегических подходах в системе построения методической работы; руководителя отдела мониторинга и анализа качественного состава работников сферы образования Айман Дощановой об аттестации педагогов как факторе повышения качества технического и профессионального образования. 

Особенность секции состояла в том, что  делились опытом работы не опытные методисты, а начинающие, выступления которых были интересными и содержательными: о методической среде колледжа в условиях обновления содержания ТиПО и своей роли в ней рассказала методист  Рудненского горно-технологического колледжа  Ирина Рябова; взгляд  начинающего методиста на процессы обновления представила методист Костанайского  колледжа сферы обслуживания Кумарай  Тулкубаева; о подходах в формировании современной методической работы в условиях колледжа рассказала методист Сарыкольского колледжа агробизнеса и права Светлана Войцеховская; о продуктивности внедрения современных форм методической работы в колледже в условиях обновлённого содержания ТиПО поделилась мыслями  руководитель методического центра  Костанайского высшего колледжа Казпотребсоюза Зарина Успанова.    

Работа секции прошла продуктивно и с уверенностью можно сказать, что областное УМО методистов движется в правильном направлении и готово оказывать методическую помощь педагогам в условиях обновления содержания ТиПО.

Гульнара УТЕГЕНОВА, 
руководитель отдела развития учебно-методической работы организаций технического и профессионального образования методического кабинета ТиПО управления образования акимата Костанайской области,
Айна ТАЙЖАНОВА,
председатель областного учебно-методического объединения заместителей директоров по научно-методической работе и методистов организаций ТиПО Костанайской области

 

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".