О перспективах развития технического и профессионального образования 

Выпуск - №40 (436)   :   26.11.2020
836

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы определены стратегические цели и задачи развития образования.

Роль педагога в достижении целей образования в программных документах определена как ведущая, и государство создаёт условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов, для обеспечения достойного уровня жизни и профессиональной деятельности, повышения квалификации для педагогов всех уровней образования. Одной из задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы является модернизация педагогического образования, системы входа в профессию и непрерывного профессионального развития педагога. 
В целях улучшения педагогического образования будет проведена профилизация вузов и колледжей, осуществляющих подготовку кадров по педагогическим специальностям. Для этого будут усилены квалификационные требования к вузам и колледжам, осуществляющим подготовку педагогов.
Так, согласно обновлённым квалификационным требованиям, для подготовки специалистов в области образования требуется «наличие лицензии и (или) приложения к лицензии не менее чем по 5 специальностям, за исключением организаций образования в области культуры и спорта, организаций образования, подведомственных органам национальной безопасности Республики Казахстан, министерству обороны Республики Казахстан, организаций образования, обеспечивающих трудоустройство не менее 90% выпускников по специальности в течение года выпуска». 
Для подготовки специалистов в области здравоохранения требуется «наличие лицензии и (или) приложения к лицензии не менее чем по 4 специальностям, за исключением организаций образования, обеспечивающих трудоустройство выпускников по специальности не менее 90% в течение года выпуска».
Таким образом, в квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, для организаций технического и профессионального образования впервые введены требования к подготовке кадров в области образования и здравоохранения, т.е. требования, направленные на профилизацию колледжей. Меры по профилизации организаций технического и профессионального образования направлены на повышение качества педагогического образования, а также в области здравоохранения. 
Для решения задачи обеспечения преемственности и непрерывности профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями определены меры по повышению привлекательности технического и профессионального образования. В условиях технологической модернизации экономики страны для рынка труда необходимы кадры с универсальным набором компетенций, активной гражданской позицией, межличностными навыками и системным мышлением.
Согласно программному документу, планируется запуск проекта «Топ-100 студентов колледжей Республики Казахстан», а также обеспечение широкого вовлечения школьников и студентов в движения WorldSkills, JuniorSkills, DeafSkills и Abilimpics. Будет усовершенствована система организации и проведения региональных и республиканского чемпионатов WorldSkills по принципу школы олимпийского резерва путем повышения уровня профессиональной и языковой подготовки национальной сборной, в том числе экспертов и участников мирового чемпионата. Будет предусмотрено оснащение национальной сборной современными инструментами, в том числе за счет работодателей, обеспечение тренировки участников национальной сборной в чемпионатах WorldSkills, Hi-TechSkills, DigitalSkills, AgroSkills.
Призёры международных чемпионатов WorldSkills будут иметь возможность получения гранта на обучение в вузах за счёт средств местного бюджета и спонсоров. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и ассоциацией «Казахстанский совет иностранных инвесторов» получит развитие движение «WorldSkills» между работниками отраслевых предприятий.
В целях создания альтернативы ярмарок вакансий и площадки для раскрытия талантов среди студентов ТиПО совместно с иностранными и отечественными компаниями ежегодно станут проводиться региональные и республиканские конкурсы идей по разработке IT-решений в различных отраслях с применением цифровых навыков - Хакатон. Для привлечения молодёжи в колледжи будет выстроена система ранней профориентационной работы среди школьников, проведена масштабная пиар-кампания по популяризации рабочих профессий и квалифицированных специалистов среднего звена.
В целях повышения участия партнёров в подготовке кадров под требования экономики будет создан республиканский центр профориентации и карьеры. Во всех регионах станет доступным мобильное приложение «Навигатор профессий» для оказания помощи абитуриентам в выборе будущей профессии. Создание центров трудоустройства и карьеры во всех государственных колледжах окажет содействие в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории развития выпускников.
Будет проработан вопрос по внедрению международных отраслевых стандартов в систему ТиПО. Прохождение процедуры отраслевой аккредитации центрами компетенций ТиПО по данным стандартам станет обязательным условием для дальнейшей выдачи сертификата международного образца.
Предполагается консолидация совместных усилий бизнеса и системы технического и профессионального образования путем вовлечения крупного бизнеса через создание попечительского совета WorldSkills.
 С 2020 года для стимулирования предприятий, участвующих в подготовке кадров по дуальному обучению, планируется возмещать их расходы на оплату труда наставника, расходные материалы в рамках подушевого финансирования за счёт государственного образовательного заказа. 
В целях повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием будут внедряться признанные в мире формы взаимовыгодного партнёрства заинтересованных сторон (сетевое образование, отраслевые кластеры, шефство субъектов крупного и среднего бизнеса над учебными заведениями, ученичество, договорные отношения и т.д.). В отдельных случаях будут проработаны вопросы доверительного управления без права выкупа учебных заведений и без изменения их профиля для подготовки кадров крупным градообразующим предприятиям в зависимости от потребности региона, в т.ч. через механизмы ГЧП. Внедрение индустриальных советов будет способствовать активному сотрудничеству с социальными партнёрами. 
Определены меры по улучшению материально-технической оснащённости и цифровой инфраструктуры особенно нуждающихся организаций образования. В техническом и профессиональном образовании модернизация инфраструктуры будет осуществлена в рамках проекта «Жас маман». По итогам проекта в каждом регионе будет действовать не менее пяти современных колледжей с развитой материально-технической базой, зарубежными партнёрами и преподавателями, новыми учебными планами и программами, а также партнёрством с бизнес-средой по принципу высшего колледжа «АPEC Petro Technic». Данные учебные заведения наряду с предоставлением образования станут центрами компетенций. К 2025 году предполагается обеспечить модернизацию 180 колледжей по отраслям экономики.
В перечень отобранных организаций ТиПО для участия в проекте «Жас маман» включены 10 колледжей области: Костанайский политехнический высший колледж, Костанайский колледж автомобильного транспорта, Костанайский строительный колледж, Костанайский индустриально-педагогический колледж, Житикаринский политехнический колледж, Костанайский коллледж бытсервиса, Лисаковский технический колледж, Профессионально-технический колледж имени Камшат Доненбаевой, Фёдоровский сельскохозяйственный колледж, Аулиекольский сельскохозяйственный колледж. 
В вопросах управления сферой образования определены стратегии модернизации управления: на всех уровнях будет сформирован кадровый резерв управленцев из числа лидеров в своей области – программа «Руководитель новой формации» и «Корпус лидеров ТиПО». Будет проработана и внедрена оценка деятельности руководителей организаций образования по KPI, а также механизм ротации руководителей организаций образования. Будет пересмотрена система назначения руководителей организаций образования, а также механизмы оплаты труда и доплат руководителям, заместителям руководителей организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального образования с учетом контингента обучающихся, квалификационных категорий и других критериев.
Продолжится работа по организации сертифицированных курсов повышения квалификации по менеджменту для руководителей организаций образования, в том числе за счет внебюджетных средств и проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования». 
В системе технического и профессионального образования будут созданы условия для академической самостоятельности колледжей при разработке и реализации гибких образовательных программ. Будет создана автоматизированная система управления образовательным процессом организаций ТиПО, которая включает процессы от приёма абитуриентов и до выпуска студентов. Будет разработана нормативная правовая база передачи колледжей в управление предприятиям.
В системе технического и профессионального образования для достижения стратегических целей будет внедрена новая система размещения госзаказа на подготовку кадров с ТиПО путём предоставления выпускникам 9, 11 классов выбора специальности и колледжа по итогам сдачи единого экзамена. Выпускники 11 классов, сдавшие единый экзамен, будут участвовать в конкурсе на размещение государственного образовательного заказа по его результатам. В системе ТиПО будет поэтапно внедрена кредитная система, подушевое финансирование.
Планируется расширение охвата бесплатным ТиПО молодёжи категории NEET (поколение молодых людей, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся), детей из малообеспеченных, многодетных семей, сельской молодёжи. Для них будет предусмотрен государственный образовательный заказ на специальности среднего звена.

Жайнагуль НУКЕЕВА,
главный специалист Департамента по обеспечению качества 
в сфере образования Костанайской области 
КОКСОН МОН РК

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.