В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы определены стратегические цели и задачи развития образования.
Роль педагога в достижении целей образования в программных документах определена как ведущая, и государство создаёт условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов, для обеспечения достойного уровня жизни и профессиональной деятельности, повышения квалификации для педагогов всех уровней образования. Одной из задач Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы является модернизация педагогического образования, системы входа в профессию и непрерывного профессионального развития педагога.
В целях улучшения педагогического образования будет проведена профилизация вузов и колледжей, осуществляющих подготовку кадров по педагогическим специальностям. Для этого будут усилены квалификационные требования к вузам и колледжам, осуществляющим подготовку педагогов.
Так, согласно обновлённым квалификационным требованиям, для подготовки специалистов в области образования требуется «наличие лицензии и (или) приложения к лицензии не менее чем по 5 специальностям, за исключением организаций образования в области культуры и спорта, организаций образования, подведомственных органам национальной безопасности Республики Казахстан, министерству обороны Республики Казахстан, организаций образования, обеспечивающих трудоустройство не менее 90% выпускников по специальности в течение года выпуска».
Для подготовки специалистов в области здравоохранения требуется «наличие лицензии и (или) приложения к лицензии не менее чем по 4 специальностям, за исключением организаций образования, обеспечивающих трудоустройство выпускников по специальности не менее 90% в течение года выпуска».
Таким образом, в квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, для организаций технического и профессионального образования впервые введены требования к подготовке кадров в области образования и здравоохранения, т.е. требования, направленные на профилизацию колледжей. Меры по профилизации организаций технического и профессионального образования направлены на повышение качества педагогического образования, а также в области здравоохранения.
Для решения задачи обеспечения преемственности и непрерывности профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями определены меры по повышению привлекательности технического и профессионального образования. В условиях технологической модернизации экономики страны для рынка труда необходимы кадры с универсальным набором компетенций, активной гражданской позицией, межличностными навыками и системным мышлением.
Согласно программному документу, планируется запуск проекта «Топ-100 студентов колледжей Республики Казахстан», а также обеспечение широкого вовлечения школьников и студентов в движения WorldSkills, JuniorSkills, DeafSkills и Abilimpics. Будет усовершенствована система организации и проведения региональных и республиканского чемпионатов WorldSkills по принципу школы олимпийского резерва путем повышения уровня профессиональной и языковой подготовки национальной сборной, в том числе экспертов и участников мирового чемпионата. Будет предусмотрено оснащение национальной сборной современными инструментами, в том числе за счет работодателей, обеспечение тренировки участников национальной сборной в чемпионатах WorldSkills, Hi-TechSkills, DigitalSkills, AgroSkills.
Призёры международных чемпионатов WorldSkills будут иметь возможность получения гранта на обучение в вузах за счёт средств местного бюджета и спонсоров. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и ассоциацией «Казахстанский совет иностранных инвесторов» получит развитие движение «WorldSkills» между работниками отраслевых предприятий.
В целях создания альтернативы ярмарок вакансий и площадки для раскрытия талантов среди студентов ТиПО совместно с иностранными и отечественными компаниями ежегодно станут проводиться региональные и республиканские конкурсы идей по разработке IT-решений в различных отраслях с применением цифровых навыков - Хакатон. Для привлечения молодёжи в колледжи будет выстроена система ранней профориентационной работы среди школьников, проведена масштабная пиар-кампания по популяризации рабочих профессий и квалифицированных специалистов среднего звена.
В целях повышения участия партнёров в подготовке кадров под требования экономики будет создан республиканский центр профориентации и карьеры. Во всех регионах станет доступным мобильное приложение «Навигатор профессий» для оказания помощи абитуриентам в выборе будущей профессии. Создание центров трудоустройства и карьеры во всех государственных колледжах окажет содействие в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории развития выпускников.
Будет проработан вопрос по внедрению международных отраслевых стандартов в систему ТиПО. Прохождение процедуры отраслевой аккредитации центрами компетенций ТиПО по данным стандартам станет обязательным условием для дальнейшей выдачи сертификата международного образца.
Предполагается консолидация совместных усилий бизнеса и системы технического и профессионального образования путем вовлечения крупного бизнеса через создание попечительского совета WorldSkills.
С 2020 года для стимулирования предприятий, участвующих в подготовке кадров по дуальному обучению, планируется возмещать их расходы на оплату труда наставника, расходные материалы в рамках подушевого финансирования за счёт государственного образовательного заказа.
В целях повышения качества подготовки кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием будут внедряться признанные в мире формы взаимовыгодного партнёрства заинтересованных сторон (сетевое образование, отраслевые кластеры, шефство субъектов крупного и среднего бизнеса над учебными заведениями, ученичество, договорные отношения и т.д.). В отдельных случаях будут проработаны вопросы доверительного управления без права выкупа учебных заведений и без изменения их профиля для подготовки кадров крупным градообразующим предприятиям в зависимости от потребности региона, в т.ч. через механизмы ГЧП. Внедрение индустриальных советов будет способствовать активному сотрудничеству с социальными партнёрами.
Определены меры по улучшению материально-технической оснащённости и цифровой инфраструктуры особенно нуждающихся организаций образования. В техническом и профессиональном образовании модернизация инфраструктуры будет осуществлена в рамках проекта «Жас маман». По итогам проекта в каждом регионе будет действовать не менее пяти современных колледжей с развитой материально-технической базой, зарубежными партнёрами и преподавателями, новыми учебными планами и программами, а также партнёрством с бизнес-средой по принципу высшего колледжа «АPEC Petro Technic». Данные учебные заведения наряду с предоставлением образования станут центрами компетенций. К 2025 году предполагается обеспечить модернизацию 180 колледжей по отраслям экономики.
В перечень отобранных организаций ТиПО для участия в проекте «Жас маман» включены 10 колледжей области: Костанайский политехнический высший колледж, Костанайский колледж автомобильного транспорта, Костанайский строительный колледж, Костанайский индустриально-педагогический колледж, Житикаринский политехнический колледж, Костанайский коллледж бытсервиса, Лисаковский технический колледж, Профессионально-технический колледж имени Камшат Доненбаевой, Фёдоровский сельскохозяйственный колледж, Аулиекольский сельскохозяйственный колледж.
В вопросах управления сферой образования определены стратегии модернизации управления: на всех уровнях будет сформирован кадровый резерв управленцев из числа лидеров в своей области – программа «Руководитель новой формации» и «Корпус лидеров ТиПО». Будет проработана и внедрена оценка деятельности руководителей организаций образования по KPI, а также механизм ротации руководителей организаций образования. Будет пересмотрена система назначения руководителей организаций образования, а также механизмы оплаты труда и доплат руководителям, заместителям руководителей организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального образования с учетом контингента обучающихся, квалификационных категорий и других критериев.
Продолжится работа по организации сертифицированных курсов повышения квалификации по менеджменту для руководителей организаций образования, в том числе за счет внебюджетных средств и проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования».
В системе технического и профессионального образования будут созданы условия для академической самостоятельности колледжей при разработке и реализации гибких образовательных программ. Будет создана автоматизированная система управления образовательным процессом организаций ТиПО, которая включает процессы от приёма абитуриентов и до выпуска студентов. Будет разработана нормативная правовая база передачи колледжей в управление предприятиям.
В системе технического и профессионального образования для достижения стратегических целей будет внедрена новая система размещения госзаказа на подготовку кадров с ТиПО путём предоставления выпускникам 9, 11 классов выбора специальности и колледжа по итогам сдачи единого экзамена. Выпускники 11 классов, сдавшие единый экзамен, будут участвовать в конкурсе на размещение государственного образовательного заказа по его результатам. В системе ТиПО будет поэтапно внедрена кредитная система, подушевое финансирование.
Планируется расширение охвата бесплатным ТиПО молодёжи категории NEET (поколение молодых людей, которые в силу различных факторов экономического, социального или политического характера не работают и не учатся), детей из малообеспеченных, многодетных семей, сельской молодёжи. Для них будет предусмотрен государственный образовательный заказ на специальности среднего звена.
Жайнагуль НУКЕЕВА,
главный специалист Департамента по обеспечению качества
в сфере образования Костанайской области
КОКСОН МОН РК
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.