Департаментом по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области в преддверии нового учебного года проведен мониторинг готовности организаций образования к учебному процессу.
Данные мониторинга
На начало 2022-2023 учебного года сеть дневных общеобразовательных школ Костанайской области составила 457, из которых 60 – начальные, 111 – основные, 286 – средние. В течение летнего периода закрыто 20 начальных школ. В Карабалыкском районе введено в эксплуатацию новое здание школы с государственным языком обучения им. М.Сералина. Для проведения капитального ремонта выделены средства для 20 организаций образования, из которых 17 школ, 1 колледж, 1 детский сад, 1 общежитие.
Завершены капитальные ремонты мастерской колледжа и 9 школ. В детском саду Узункольского района и 7 школах области строительно-монтажные работы продолжаются (Станционная ОШ, Джангильдинская ОШ, Степановская ОШ, ОШ им. Топаева, Щербаковская ОШ, ОСШ №13 г. Костаная, Пешковская ОШ). Приостановлен капитальный ремонт общежития лицея «Білім-Инновация», не начаты работы в Жанааульской школе Амангельдинского района. На сегодняшний день со срывом сроков завершения работ капитальный ремонт продолжается в Станционной ОШ Карабалыкского района, Джангильдинской ОШ Мендыкаринского района. Учащиеся школ, где продолжаются строительные работы, располагаются в зданиях местных акиматов, домов культуры, гостиниц, детских садов, кафе.
Все здания по возможности приспособили под организацию учебного процесса. Но вместе с тем, в большинстве случаев отсутствуют условия для организации питания школьников, санитарные узлы наружные, не везде рабочая система отопления. Местным исполнительным органам необходимо усилить контроль над проведением капитальных ремонтов, обеспечив их завершение.
В школах области имеются 550 компьютерных классов. 5% компьютерного оборудования закуплены до 2018 года. Имеются 2442 интерактивные доски, из которых 31% без программного обеспечения. Все школы подключены к сети интернет, большая часть школ (65%) имеют скорость интернета в пределах 1-9 мгб/с, что считается недостаточным при цифровизации образования.
Отсутствуют предметные кабинеты физики, химии и биологии и лабораторное оборудование в 42 школах области, в том числе в 35 основных средних, 7 общеобразовательных. Нуждаются в оснащении кабинеты технологии в сельских школах, в которых оборудование не отвечает нормам. Для школ области продолжает оставаться актуальным вопрос получения положительных заключений на соответствие санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, организации питания обучающихся МКШ.
Спортивные залы имеются в 415 школах области (90%). Отсутствуют спортивные залы в 44 школах, в том числе в 35 начальных школах, 9 – основных средних школах.
Педагогам области необходимо активизировать читательскую активность учащихся. Мониторинг проекта «Читающая школа» показал, что читаемость художественной литературы составила в школах области всего лишь 29%, при том, что в последние два года МИО приобретено художественной литературы на 200 млн тенге.
МИО осуществлён закуп и доставка учебников для 2 класса, недостающих учебников по остальным классам. В этой связи хочу пояснить ситуацию с рабочими тетрадями для учащихся начальных классов. Законодательством не предусмотрено обязательное приобретение родителями рабочих тетрадей, так как они являются дополнительным материалом для обучения.
Итоги мониторинга направлены в местные органы управления образования для принятия конструктивных решений.
Особенности организации учебного процесса
1. Пятидневка. Все школы нашей области перешли на пятидневный режим
работы. В переуплотнённых двухсменных школах допускается проводить в субботу спортивные секции и кружки. Пятидневка не повлияет на отпускные. Время отпуска (56 дней) для педагогов останется без изменений и гарантирована Законом РК «О статусе педагога». Обращаю особое внимание директоров школ на соблюдение рабочего режима, необходимость исключить из практики приглашение учителей в школу по субботам.
2. Аттестация педагогов. Совершенствуется система аттестации педагогов с участием учителей, завучей и директоров сельских, городских школ, представителей отделов и управлений образования. Рабочая группа сформировала свой пакет предложений. В настоящее время аттестация всех педагогов состоит из двух этапов: первый этап – обязательное прохождение всеми педагогами тестирования на знание предмета и методики преподавания; второй этап – последующая оценка портфолио, достижений педагога и учеников.
Предлагается освободить от прохождения квалификационного тестирования (НКТ) педагогов, имеющих 30 лет педагогического стажа и уже имеющих категорию по новой системе аттестации. Они будут проходить второй этап аттестации, то есть сдавать портфолио. При этом, если они захотят повысить имеющуюся квалификационную категорию, то аттестация будет проходить на общих основаниях. К примеру, педагог-эксперт с 30-летним стажем, если подтверждает свою категорию, проходит аттестацию только через второй этап, без НКТ, при повышении категории – дополнительно сдаёт НКТ.
Педагогов, также имеющих 30 лет педагогического стажа, но имеющих высшую/первую категорию по старой системе аттестации, предлагается освободить от прохождения квалификационного тестирования, если они переходят на категорию «педагог-модератор». В этом случае они будут проходить только второй этап аттестации, то есть сдавать портфолио. Если же они захотят получить другие категории по новой системе аттестации, то аттестация будет проходить на общих основаниях.
Педагогов, которым осталось четыре года до пенсии, предлагается освободить от аттестации, если они подтверждают имеющуюся по новой системе категорию. Если же они захотят повысить имеющуюся квалификационную категорию и соответственно получать надбавку, то аттестация будет проходить на общих основаниях.
Второй этап аттестации также претерпит изменения. Количество документов будет значительно сокращено. Главными критериями оценивания на втором этапе будут итоги анализа посещённого урока, прохождение педагогом курсов повышения квалификации. Планируется создать для каждого учителя в НОБД электронное портфолио со всей актуальной информацией, откуда будут поступать данные при аттестации.
Информация о качестве знаний школьников также будет получена автоматически из информационных систем. Что касается профессиональных достижений педагога и достижений учащихся (олимпиады и конкурсы), то перечень олимпиад, конкурсов будет значительно расширен. Видеозаписи уроков не будут обязательными, вместо них будут анализ посещённых уроков и lesson study.
Кроме того, предложена норма по запрету прохождения аттестации в течение семи лет для нарушивших процедуру тестирования и указавших заведомо ложные сведения в портфолио.
Впервые приступающие к педагогической деятельности будут приниматься на работу на один год, получив временную квалификацию «педагог-стажёр», далее у них начинается программа по введению в профессию. Данная программа включает закрепление за молодым специалистом наставника, разработку программы его профессионального развития, прохождение курсов, проведение lesson study. По итогам программы педсоветом будет приниматься соответствующее решение о присвоении категории «педагог» и продлении договора.
Сроки аттестации решено не сокращать до трёх лет, а оставить прежними – раз в пять лет.
3. Для педагогов, имеющих трудовой стаж более 25 лет, министерство просвещения планирует учредить почётный знак «Ұстаздық қызметіне адалдығы үшін» (За верность профессии). Почётный знак «За верность профессии» будет присваиваться всем педагогам дошкольного, среднего, технического и профессионального, проработавшим более 25 лет в сфере образования.
4. Школьная форма. До сих пор поступают вопросы касательно школьной
формы. Требования к школьной форме в новом учебном году остаются прежними. Школьники могут беспрепятственно приходить в школу в той форме, которую приобрели или подготовили ранее. Также хочу напомнить о том, что включение элементов религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается.
5. Новые предметы. В 5-9-м классах вводится предмет «Патриотизм и глобальные компетенции», в рамках которого школьникам прочитают курсы «Добропорядочность и этика», «Экологическая культура», «Гражданственность и патриотизм», ОБЖ, «Медиаграмотность». В 10-11 классах введены «Основы предпринимательства» и «Финансовая грамотность». Дети смогут оценивать аналитически глобальные события, их причины и последствия; быть независимыми, но уметь работать и в команде, и поодиночке; рассматривать важные проблемы с личной, региональной, национальной и глобальной точек зрения и понимать взаимосвязь между ними; критически оценивать информацию и аргументировать свою позицию; относиться с эмпатией к нуждам и правам других людей.
6. Буквально на днях министерством просвещения принят нормативный правовой акт, регламентирующий документацию дошкольных организаций.
В 2020 году утверждён перечень документов, обязательных для ведения педагогами среднего, технического и профессионального, послесреднего образования. Теперь же подобный перечень утверждён и для воспитателей дошкольных организаций. В соответствии с подписанным приказом воспитатель будет вести только три документа:
* перспективный план на учебный год (заполняется один раз в год);
* циклограмму воспитательно-образовательного процесса (заполняется на одну неделю);
* индивидуальную карту развития ребёнка на учебный год по результатам диагностики (стартового, промежуточного, итогового замеров), которая заполняется и ведётся по мере необходимости.
В своей работе администрация и педагоги должны руководствоваться данными приказами. В случае истребования у педагогов отчётности либо иной информации, не связанной с должностными обязанностями, педагогам необходимо обратиться в наш департамент. За истребование излишней отчётности Кодексом об административных правонарушениях и Законом РК «О статусе педагога» предусмотрена административная ответственность.
Министерством просвещения продолжается работа над совершенствованием процедуры аттестации руководителей организаций образования, педагогов, конкурсными процедурами по назначению руководителей, приёму педагогов, типовыми учебными планами и иными нормативными правовыми актами по повышению качества оказываемых организациями образования образовательных услуг.
В завершение хочу обратиться к педагогам и напомнить о том, что приказом МОН РК от 17 марта 2020 года утверждены Правила педагогической переподготовки, согласно которым педагогическая переподготовка проводится на базе вузов для педагогов, не имеющих педагогического образования. В связи с чем сертификаты о прохождении педагогической переподготовки на базе различных центров уже для работающих педагогов не принимаются за педагогическую переподготовку.
По всем проблемным вопросам департаментом в пределах своей компетенции постоянно проводится разъяснительная работа и с органами управления, и с организациями образования, методическая поддержка. Обеспечение качества образовательных услуг – на постоянном контроле департамента.
Алёна МАЛЬГАЕВА,
вр.и.о. директора департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.