В текущем году при департаменте по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области создан консультативно-совещательный орган по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов организаций образования (КСО).
Более года назад был принят Закон Республики Казахстан «О статусе педагога», который определяет основные обязанности и социальные гарантии и призван защищать права педагогов. Согласно Закону, запрещено привлекать педагогов к работам, не относящимся к профессиональным обязанностям, требовать непредусмотренную законом отчётность либо информацию, проводить незаконные проверки, возлагать на педагога обязанности по приобретению товаров и услуг. Также не допускается привлечение педагога государственной организации к проведению мероприятий негосударственных организаций.
Нарушения Закона ведут сначала к предупреждению, а при повторном совершении в течение года после наложения административного взыскания – к штрафу от 20 до 120 МРП в соответствии с Кодексом «Об административных правонарушениях» (ст.409). Закон создает все условия для исполнения педагогом профессиональных задач. Поэтому говоря о защите прав педагогов, надо помнить и о педагогической этике.
В мае 2020 года приказом министра образования и науки Республики Казахстан №190 утверждены Правила педагогической этики, представляющие собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования. В организациях образования решение этих вопросов возложено на советы по педагогической этике.
В соответствии с положением о деятельности, в текущем году при департаменте также создана структура – консультативно-совещательный орган по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов организаций образования Костанайской области (КСО). Деятельность консультативно-совещательного органа построена по аналогии совета по этике агентства Республики Казахстан по делам государственной службы.
КСО состоит из семи человек, в числе которых представители департамента агентства РК по делам государственной службы по Костанайской области, управления образования акимата Костанайской области, филиала АО «Өрлеу» по Костанайской области, локального профессионального союза работников образования и науки Костанайской области, заслуженные педагоги области и представители общественных объединений в сфере образования, представители СМИ. Председателем КСО является руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования. Состав КСО определён из разных структур для обеспечения независимости при принятии решений, которые носят рекомендательный характер. Согласно положению, в составе КСО не могут состоять действующие руководители организаций образования, что гарантирует объективность принимаемых решений.
Основными задачами консультативно-совещательного органа являются: обеспечение соблюдения норм Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и Правил педагогической этики; выработка рекомендаций, направленных на предупреждение и профилактику нарушений норм педагогической этики; осуществление деятельности, направленной на повышение и укрепление статуса педагога в обществе.
За защиту прав педагогов несут особую ответственность все должностные лица, от руководителей государственных органов управления образованием до руководителей организаций образования. В связи с этим, КСО выполняет функции по рассмотрению вопросов соблюдения норм Закона «О статусе педагога» и педагогической этики и руководителями организаций образования, и иными должностными лицами. КСО также разрабатывает рекомендации и предложения по вопросам совершенствования форм и методов профилактики нарушения норм о статусе педагога и педагогической этики.
КСО в пределах своей компетенции вправе:
* заслушивать на своих совещаниях руководителей и иных должностных лиц местных исполнительных органов, организаций образования и председателей советов по этике организаций образования о мерах по реализации Закона «О статусе педагога»;
* запрашивать у государственных органов документы и информацию, необходимые для выполнения поставленных задач;
* вносить предложения должностным лицам, наделённым правом назначения на должности и освобождения от должностей, по рассмотрению дисциплинарной ответственности лиц, нарушивших нормы Закона «О статусе педагога» и Правил педагогической этики;
* вносить акимам районов и городов, иных административно-территориальных единиц, руководителям исполнительных органов, организаций образования рекомендации и предложения по реализации мер, направленных на повышение статуса педагога в обществе;
* вносить вышестоящим государственным органам или должностным лицам предложения о рассмотрении ответственности должностных лиц, необоснованно не исполнивших рекомендации КСО. При необходимости, КСО могут привлекать для дачи заключений специалистов, экспертов и консультантов государственных органов.
Планируется проведение плановых заседаний раз в квартал, ежемесячных мероприятий по разъяснению педагогической общественности нормативно-правовых актов в сфере образования и вопросов, непосредственно связанных с поддержкой статуса и этикой педагога. По мере поступления обращений, будут проводиться внеплановые заседания.
В случаях нарушения прав педагогов, возникновения вопросов по этике педагога обращения можно направлять на имя председателя консультативно-совещательного органа в письменном виде на электронный адрес: dkso@kostanaycontrol.gov.kz
Серьёзная ответственность по соблюдению этики и обеспечению объективности и справедливости при исполнении каждым членом определённых функций возложена и на лиц, входящих в состав КСО. Член КСО не может участвовать в обсуждении и голосовании по рассматриваемому делу, если он либо совместно проживающие с ним близкие родственники связаны с лицом, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, родственными или другими отношениями, либо находятся в служебной или иной зависимости от указанного лица. Представитель КСО до заседания обязан заявить об обстоятельствах, исключающих его участие в обсуждении и голосовании. От каждого представителя КСО требуется только личное участие в заседаниях. Эти меры повышают уровень ответственности и беспристрастность при исполнении каждым членом возложенных функций.
Прозрачность работы КСО будет обеспечиваться посредством отчётности на очередных заседаниях, доведением информации до сведения педагогов, обратившихся в КСО, направлением рекомендаций в органы и организации образования по итогам информационно-разъяснительной работы.
Создание КСО – это лишь часть большой работы, инициированной Президентом Касымом-Жомартом Токаевым по повышению статуса педагога: каждый педагог должен гордиться своей профессией и статусом, работать в комфортных условиях, учить детей и понимать свою ответственность за стабильное будущее нашего государства.
Орал КАППАСОВ,
руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.