Передовые экономики требуют смены целей образования от «человека знающего» к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться. Мир всё больше сталкивается с ранее неизвестными глобальными вызовами, становится все более непредсказуемым и уязвимым.
В обзоре среднего образования в Казахстане, проведённом Организацией экономического сотрудничества и развития в 2014 году, сделан вывод о том, что академические предметы преподаются с упором на теорию, не уделяется должного внимания их возможному практическому приложению, в результате чего ученики не способны в достаточной мере эффективно применять и использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Наши школьники получают сильные предметные знания, однако не имеют навыков их применения в жизненных ситуациях. Традиционное обучение не готовит их к тому, чтобы самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать знания. Наш ученик продолжает оставаться лишь пассивным «получателем» знаний.
Между тем, уже в 80-е годы XX века ведущие страны начали переход от знание центризма к практико-ориентированному образованию. Информация в мире удваивается каждые два года, что делает бесполезным простое её заучивание. Для того чтобы подготовить школьника для жизни в таких условиях, уже мало.
академических знаний, функциональных навыков, личностных компетенций. Необходимы абсолютно новые качества – метапознание, метакомпетенции.
В рамках обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Функциональная грамотность формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки её сформированности являются задания творческого характера (исследовательского, занимательного, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания). Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретённые в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Новая программа предусматривает решительный переход от теории к практике. Если раньше на уроках русского языка упор делался на грамматику, то сейчас акцент сделан на развитие речи, образного мышления. Вспомните, как всегда опасливо относились учителя-русоведы к написанию изложений и сочинений. Почему? Потому что, если нашим детям дать волю, они такого понапишут, столько ошибок понаделают, замучаетесь проверять. Поэтому опытные учителя всегда старались сделать так, чтобы дети «творили» в строгих рамках дозволенного, для этого составлялся план, на доске выписывались ключевые слова, оговаривался объём работы. Естественно, намного легче было во время диктантов, ведь дети писали под диктовку учителя. Но и здесь не обходилось без стрессов и нервов, когда вдруг на контрольные срезы диктовать текст неожиданно назначался коллега из соседнего кабинета. Теперь всё это уходит в прошлое, диктантов не будет. Орфографию и пунктуацию наши дети осваивают не путём заучивания правил и написания диктантов под диктовку учителя, а путем постоянной, внимательной, кропотливой, практической работы с текстами. Конечная цель – развитие творческой, активной, коммуникативной личности, которая должна легко и безболезненно адаптироваться в окружающую среду, быстро меняющуюся жизнь.
Новая программа ставит целью развитие речевых коммуникативных компетенций, но не забывает про развитие личностных качеств, рост жизненных ценностей, морально-нравственные аспекты. Причём, развитие коммуникативных навыков и воспитание ценностей происходит через критическое мышление. Поэтому так много внимания уделяется творчеству и импровизации: ты уже не просто читаешь, а используешь разные виды чтения, занимаешься поисковой работой, исследуешь, анализируешь, извлекаешь информацию из различных источников; не просто слушаешь и говоришь, а строишь диалог, составляешь вопросы и ответы, получаешь возможность интерпретировать услышанное и увиденное в самых разных, порой неожиданных, формах. Всячески приветствуются различные споры, несогласие с авторским мнением, фантастические находки в развитии сюжетной линии, смелые неординарные решения, острые дискуссии, аргументированные дебаты. Если пишем эссе, то приоритет отдается эссе-рассуждению, где ученик должен рассуждать, не бояться спорить, доказывать, отстаивать свою позицию, приводить примеры, высказывать своё личное мнение. По новой программе предусмотрен постепенный отход от форм коллективной деятельности, от фронтальных опросов, преимущественным правом пользуются групповая работа, работа в парах, а затем постепенно мы придём к индивидуальной работе, наши дети научатся работать на уроках самостоятельно.
Изменились и формы оценивания, работа обучающегося оценивается по критериям, которые зависят от того, насколько удалось справиться с целями урока. Учитель должен постоянно поддерживать детей, помогать им в трудных ситуациях, стимулировать их способности; быть с ними на постоянной обратной связи, помогать анализировать и оценивать свою работу, чтобы обязательно совместными усилиями найти пути к прогрессу и росту.
Итак, курс школы меняется: от орфографии и правил (от теории) переходим к текстам и творчеству (к жизни и практике). Помните, как восклицал Владимир Маяковский: «Мы диалектику учили не по Гегелю, бряцанием боёв она врывалась в стих…» Теперь и наши дети путем проб и ошибок, но уже в «боевых» практических условиях, будут смело осваивать непростую «грамматику» жизни. Время всё рассудит и расставит…
Можно сделать выводы по итогам учебного года. И вот что мы увидели. Пятиклассники не умеют придумывать заголовок, точно отражающий тему текста; неполно выписывают из текста ключевые слова, передающую основную информацию; когда надо было передать содержание текста, опираясь на ключевые слова и лексику текста, они справились лишь благодаря усилиям памяти, а не благодаря грамотной работе с текстом, то есть, ребята просто механически заучивали текст, не пытаясь разобраться в его содержании. Семиклассники неплохо справились с заданиями традиционного сплошного текста, зато затруднения вызвала работа с несплошным текстом, когда необходимо было определить основную информацию, отображенную на графике. А ведь в жизни нам часто приходится сталкиваться именно с такими несплошными текстами. Нестандартная работа многих поставила в тупик, ребята пока плохо «читают» такой текст, не вдумываются в цифры, знаки, годы, не включают фантазию. Каким же видится выход из данной ситуации? Естественно, ребята всему этому постепенно научатся, но всего, что ожидает их в жизни, не предугадать. Наверное, стоит смелее знакомить их с самой жизнью, с различными видами деятельности. Будет прекрасно, если они смогут знания, умения и навыки, приобретеёные в школе, применять в какой-то интересной сфере.
Помочь решить эту задачу могут творческие кружки различной практической направленности. Мы с ребятами уже два года занимаемся в кружке «Юный журналист», который очень тесно связан с предметом «Русский язык и литература», но основной задачей создания кружка была практическая направленность, углублённая работа со словом, над текстами и выпуск школьной газеты. Параллельно мы отправляем наши лучшие и достойные материалы в городские и областные печатные издания. Работы многих ребят появились на страницах газеты «Учительская плюс». В целях развития кругозора, профессионального роста и ранней профориентации учащихся мы посещаем городские издания.
И в новом учебном году наряду с основной работой, периодическим выпуском газеты, продолжатся творческие контакты юных журналистов со старшими коллегами. В базовом проекте «Саналы азамат», программной статьи «Рухани жаңғыру», говорится о профориентационной поддержке учащихся в процессе выбора будущей профессии и создании условий для профессионального самоопределения. Наши городские печатные издания, теле- и радиокомпании становятся великолепной «Тәжірибе алаңы», стажировочной площадкой для юных журналистов. Кем бы они завтра ни стали, сегодня у них есть интересное полезное увлечение, развивающее занятие, полученные знания и опыт, умение обращаться со словом, и навыки юнкоров обязательно пригодятся им в любой профессии.
Весь предыдущий учебный год школы нашей страны работали по обновлённой программе содержания образования, заметно происходит поворот от теории к практике. Считаю, что в этом отношении воспитанники кружка «Юный журналист» идут в ногу со временем, они осваивают работу со словом на практике, знакомятся с работой профессионалов и сами делают первые вдохновенные шаги. Уверен, что для этих ребят не будет трудностей ни при освоении новой программы, ни при будущей адаптации к выбранной специальности.
Кроме этого, считаю очень полезным и интересным заниматься с детьми краеведением. Мы с детьми совершили уже несколько краеведческих экспедиций. Впечатлений очень много, полученные знания и практические навыки пригодятся им на многих уроках.
Таким образом, наши дети имеют хорошую сферу деятельности, где теоретические знания реализуются на практике. И всё это соответствует тем требованиям, которые сегодня выдвигаются в обновлённом содержании образования.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы СШ №14 им. Д.Карбышева,
г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.