Общенациональный приоритет – качественное образование

Выпуск - №1-2 (498-499)   :   13.01.2022
321

Важнейшим проектом, реализуемым сегодня в сфере образования, является Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация», а целью разработки национального проекта является повышение качества образования обучающихся всех уровней образования.

Немаловажную роль в обеспечении качества образования имеют территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования министерства образования и науки Республики Казахстан. В целях обеспечения единой централизованной системы контроля качества образования, в 2011 году во всех регионах страны были созданы территориальные департаменты министерства образования и науки Республики Казахстан. Главной задачей системы стал не контроль ради контроля, а принятие мер, позволяющих повысить качество образования.
Осуществление государственного регулирования в области образования в целях обеспечения качества образовательных услуг путём внешней оценки качества образования и проведения государственного контроля – задачи департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области, которому в 2021 году исполнилось 10 лет. На протяжении всего периода существования наряду с развитием системы образования в стране расширялись и функции территориальных департаментов. Так, на этапе становления департамента стояли основные задачи проведения мер государственного контроля за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области образования, государственных общеобязательных стандартов образования, проведения мониторинга и анализа качества учебно-воспитательного процесса, организации и проведения процедур внешней оценки качества образования. 
За десятилетний период существования функционал департамента расширялся и в настоящий момент включает не только меры государственного контроля, но и меры, направленные на обеспечение качества образования, оказание методической и методологической поддержки организациям образования. Говоря о государственном контроле, следует отметить, что его меры направлены на обеспечение реализации государственных гарантий прав граждан в области образования. Посредством государственного контроля обеспечивается право граждан на качество образовательных услуг.
Реализация контрольных мер улучшила состояние определенных направлений сферы образования через взаимодействие департаментов по обеспечению качества в сфере образования с местными исполнительными органами и показала эффективность проводимых мер государственного контроля, выраженную в следующих показателях: 
* за период с 2012 по 2017 год проведена государственная аттестация 677 (92,5%) организаций образования области; 
* обеспечен единый принцип для контроля деятельности организаций образования;
* проведён объективный анализ состояния учебно-воспитательного процесса: до внедрения вертикали контроля качества в 5 из 20 регионов области (154 или каждая четвертая организация образования) государственная аттестация организаций образования не проводилась, в 10 регионах проводилась с многочисленными нарушениями правил государственной аттестации; 
* осуществлена объективная оценка деятельности организаций образования: до мая 2012 года доля аттестованных школ составляла 100%, в 2017 году доля аттестованных школ – 47,4%;
* в малокомплектных школах области обеспечена реализация в полном объеме вариативного компонента учебного плана, ранее не изучавшегося по причине отсутствия финансирования из местных бюджетов;
* мониторинг условий обучения (2013 год) обеспечил решение вопроса класс-комплектов с объединением более двух классов в условиях МКШ (в 2013 году функционировало 93 класс-комплекта с объединениями от трех до пяти классов).
Меры государственного контроля способствовали улучшению педагогического состава организаций образования:
* если в 2012 году в организациях среднего образования области работали 195 (1,4%) педагогов со средним образованием, то в 2020 году, по результатам мер контроля, – 0;
* в 224 (38,5%) организациях образования области качественный состав педагогов не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности; по итогам профилактического контроля в 2019, 2020 годах (всего 70 школ) выявлено 6 (8,6%) школ; 
* увеличилась доля педагогов с высшим образованием на 4,2%: в 2012 году – 82,1%, в 2020 году – 86,3%;
* снизилась доля педагогов с техническим и профессиональным образованием на 1,6%: в 2012 году – 15,3%, в 2020 году – 13,7%; 
* в 2016 году департаментом инициировано размещение государственного заказа для подготовки кадров на специальность «дошкольное воспитание и обучение» в колледжах области; 
* в 2020 году порядка 300 педагогов, осуществляющих деятельность в дошкольных организациях области, обучались по специальности без отрыва от работы;
* уменьшилась доля педагогов, не имеющих образования по профилю «дошкольное воспитание и обучение»: в 2012 году – 73,7%, в 2020 году – 39,3%. 
В результате осуществления проверок на соблюдение квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, профилактического контроля:
* обеспечено 100% наличие идентификационного документа на земельный участок – акт на право постоянного землепользования. В 2012 году он отсутствовал в 301 (51,7%) школе;
* обеспечено 100% наличие технического паспорта на объекты недвижимости. В 2012 году отсутствовали в 74 (12,7%) организациях образования; 
* увеличилась доля учителей с высшей, первой квалификационными категориями на 15,2%: в 2012 году – 41,8%, в 2020 году – 58,4%. 
* в 273 (47%) организациях образования отсутствовали документы, подтверждающие наличие недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении. По итогам профилактического контроля за 2019, 2020 годы из 70 школ выявлено лишь 2 школы (2,9%);
* обеспечено получение лицензии для занятия образовательной деятельностью в 5 вновь открывшихся организациях образования. 
Меры государственного контроля способствовали оптимизации сети и профилизации организаций технического и профессионального образования: сокращена сеть колледжей с 48 в 2012 году до 34 в 2021 году; в 2020 году 18 колледжей осуществили добровольный возврат по 26 специальностям и 43 квалификациям, в 2021 году 8 колледжей – по 9 специальностям и 10 квалификациям.


Обеспечению качества образования способствуют мероприятия по организации и проведению внешней оценки учебных достижений, мониторинга образовательных достижений обучающихся, образовательного мониторинга методом внешней оценки качества образования и национальной образовательной базы данных (НОБД). Департаментом в пределах своих компетенций проводится на постоянной основе мониторинг организаций образования по вопросам их образовательной деятельности, в том числе организаций высшего и послевузовского образования. О результатах мониторинговых мероприятий сообщается местному исполнительному органу, управлению, отделам и организациям образования в целях обеспечения качества образования с выработкой рекомендаций.
В целях уменьшения контрольных мер в настоящее время внедрены дистанционные формы контроля. Так, государственная аттестация организаций образования проводится в форме профилактического контроля без посещения. Поэтому актуальными остаются вопросы обеспечения достоверности заполнения НОБД. В этой связи департаментом на постоянной основе проводится мониторинг заполнения данных информационных систем – НОБД.
Одним из важных направлений деятельности является повышение качества оказываемых департаментом государственных услуг. Разъяснительная работа, семинары и консультации, организованные государственными служащими департамента, обеспечивают информированность услугополучателей о порядке предоставления государственной услуги.


Контроль за соблюдением квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, осуществляется в рамках лицензирования образовательной деятельности – государственной услуги по «выдаче юридическим лицам лицензий и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью». Всего за период с 2012 года от организаций технического и профессионального образования области поступило 510 заявлений, в том числе на получение лицензии – 32, на получение приложения к лицензии – 283, на переоформление лицензии – 195 заявлений. По результатам рассмотрения выдана лицензия – 1, выдано приложений – 95, переоформлены лицензии – 180, отказано в выдаче – 234. От организаций среднего образования всего поступило 1247 заявлений, из них на получение лицензии – 72, на переоформление – 1175. По результатам рассмотрения выдана лицензия и приложение к ней – 31, переоформлена лицензия – 1121, отказано в выдаче – 95.
В 2017 году департаменту передано апостилирование документов. В рамках апостилирования официальных документов, исходящих из организаций образования, обеспечиваются гарантии подлинности и надлежащего оформления апостилируемых документов, предназначенных для действия на территории стран-участниц Гаагской конвенции. Всего за этот период апостилировано 1115 документов.
Департамент осуществляет приём уведомлений о начале или прекращении деятельности в сфере дошкольного воспитания и обучения, об исключении организации образования из реестра, о начале или прекращении осуществления деятельности по дошкольному воспитанию и обучению в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, о приостановлении деятельности организаций образования, осуществляющих деятельность в уведомительном порядке. Все осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. В сфере дошкольного воспитания и обучения в области осуществляют деятельность 190 детских садов, из них 68 частных, 374 мини-центра, из них 364 – при общеобразовательных школах и 10 частных (по состоянию на 01.11.2021 года).
В системе образования усиливаются механизмы общественного контроля, одним из которых стало создание в 2017 году в организациях образования попечительских советов как института общественного контроля. Департаментам переданы новые функции по проведению информационно-разъяснительной работы и координации деятельности попечительских советов. Департамент в качестве наблюдателя участвует в заседаниях попечительских советов организаций образования, обеспечивая со своей стороны соблюдение прав обучающихся и воспитанников организаций образования. На сегодняшний день в организациях образования области созданы 448 попечительских советов путём прикрепления малокомплектных школ к опорным школам. Из практики работы попечительских советов организаций образования области необходимо отметить ряд постоянно решаемых вопросов: организация летнего отдыха, оказание помощи детям из малообеспеченных семей в рамках акций «Дорога в школу», «Забота», «Подари школе книгу», содействие улучшению бытовых условий, обучающихся, проведение ремонтов школьных кабинетов, благоустройства и озеленения территории школы, оказание помощи в организации и проведении праздников, конкурсов, соревнований. Попечительские советы участвуют в работе педагогических советов, вносят предложения, направленные на устранение недостатков в деятельности организаций образования. 
Также в последние годы департаментом решаются задачи повышения информированности населения о нововведениях в области образования, о качестве предоставляемых образовательных услуг. В новых условиях активизировалась работа государственных служащих департамента с населением посредством средств массовой информации для определения вопросов, требующих внимания и решения, что позволит своевременно реагировать, оказывать практическую помощь, защищать права. 
За период с 2012 года департаментом размещено 106 статей в печатных изданиях средств массовой информации, проведено 20 прямых эфиров на областных телеканалах, 11 брифингов в региональной службе коммуникаций. Проведение разъяснительных встреч способствует обеспечению постоянной обратной связи с жителями региона, живому обсуждению и разъяснению людям конкретных мер и результатов государственной политики в сфере образования. 
При проведении руководителем департамента выездных встреч в организациях образования районов и городов региона имеется возможность обсудить актуальные вопросы в сфере образования, пути решения проблем, выработки совместных действий со стороны департамента и местных исполнительных органов по повышению качества образования. С целью расширения аудитории в 2017 году созданы официальные аккаунты департамента и его руководителя в социальных сетях Фейсбук, Инстаграмм, Телеграмм. Особо важные вопросы образования обсуждаются на площадке Региональной службы коммуникаций области руководителем департамента, заместителем руководителя по защите и охране прав несовершеннолетних. 
Одними из последних совместных мероприятий можно назвать выступления руководителя департамента на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам оказания государственных услуг, на заседании партии «Nur Otan», выступление в ходе онлайн-конференции департамента агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по Костанайской области по вопросам профилактики коррупционных правонарушений в сфере образования с докладом «Об итогах контрольной деятельности в сфере образования за 2020 год». А также выступление по инициативе государственного органа на внеочередном заседании постоянной комиссии Костанайского областного маслихата по вопросам образования, культуры и спорта с докладом об «Актуальных вопросах в системе технического и профессионального, послесреднего образования»; участие заместителя руководителя в расширенном заседании комиссии по делам несовершеннолетних при акимате Костанайской области по актуальным вопросам инвалидизации детства, поддержки и обеспечения медикаментами детей с орфанными заболеваниями, профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, принимаемых мер по обеспечению жильем выпускников организаций образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
Проведён прямой эфир руководителя отдела внешней оценки качества образования департамента на площадке сервисного центра «Аntikor Ortalygy» (с целью реализации концепции Президента РК создания «слышащего государства»), состоялось выступление в онлайн-эфире телепередачи «Көкейкесті сұхбат» телеканала «Алау» по вопросам реализации норм Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», защиты прав педагогов. 
Восстановление и защита прав и законных интересов граждан осуществляются посредством организации личных приеёмов граждан, в том числе выездных. В рамках реализации Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» на постоянной основе проводится мониторинг обращений педагогической общественности в социальных сетях. Так, за текущий период поступали обращения по вопросам оплаты труда и социальной защиты педагогов, нарушения их прав, прохождения аттестации, укомплектования и распределения учебной нагрузки, учебно-воспитательного процесса, приёма в первый класс, поступления в школу, детский сад, дистанционного обучения, защиты прав детей и другие. По всем фактам обращений вопросы решаются оперативно, даются разъяснения, принимаются меры в случаях нарушения законодательства в сфере образования. 
Так, департаментом защищены права педагогов по вопросам оплаты труда: обеспечены выплаты педагогам на установленную доплату за работу с детьми с особыми образовательными потребностями, обучающимися в организациях образования трёх районов области. После рассмотрения обращения в одном из районов области решен вопрос по организации подвоза обучающихся к школе.
Для расширения функций по мониторингу соблюдения педагогической этики и защите прав педагогов, в целях реализации концепции Президента РК создания «слышащего государства» при департаменте создан консультативно-совещательный орган по вопросам педагогической этики и защите прав педагогов организаций образования Костанайской области. 
Департаменту переданы функции по мониторингу обеспечения защиты и охраны прав детей. Согласно переданным компетенциям, департаментом реализуются мониторинговые мероприятия по обеспечению защиты и охраны прав детей по вопросам образования, организации питания, подвоза, отдыха, оздоровления и досуга в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных организациях образования и организациях образования с особым режимом содержания; по вопросам усыновления (удочерения), опеки, попечительства, патроната, приемной и гостевой семьи, противодействия детской безнадзорности и беспризорности, предупреждению и профилактике социального сиротства.
Особую актуальность в обеспечении качества образования имеют меры по оказанию методической помощи организациям образования по вопросам образовательной деятельности. В ходе посещений организаций образования региона государственными служащими оказана индивидуальная консультативная и методическая помощь руководителям организаций образования по соблюдению квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, повышения уровня оснащения школ и колледжей, создания условий результативного образовательного процесса. Управлению, отделам образования и руководителям организаций образования оказывается консультативная, методическая помощь по проблемным вопросам в сфере образования.
В департаменте уделяется большое внимание созданию условий для работы и отдыха, при этом основная задача – повышение работоспособности и эффективности труда служащих, улучшение взаимодействия между ними, сотрудничество для достижения общих целей, продвижение этических норм, создание благоприятной морально-психологической атмосферы, формирование позитивного имиджа государственного служащего, повышение эффективности его деятельности. Государственные служащие департамента участвуют в разработке и реализации проектов, вносят предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере образования, тем самым повышают свой профессиональный уровень. Постоянная работа по самосовершенствованию, использование новых возможностей информационных технологий и медиа-ресурсов повышают эффективность и результативность государственного органа в решении поставленных задач.
Министерством образования и науки дана оценка роли региональных департаментов по обеспечению качества образования в реализации государственной политики в области образования. Подведены итоги десятилетнего периода деятельности органов контроля в системе образования и обозначены новые задачи по обеспечению качества образования. Работа департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области отмечена благодарственными письмами, почётными грамотами министра образования и науки Республики Казахстан, акима Костанайской области. 
Совместные действия местных исполнительных органов и департамента по обеспечению качества способствуют решению общих задач повышения качества образования в регионе. Для обеспечения качества образовательных услуг необходимо продолжать работу по обеспечению полного соответствия деятельности организаций образования требованиям законодательства Республики Казахстан в области образования и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности. 
В заключение хотелось бы отметить, что государственный контроль направлен на реализацию прав граждан на образование, обеспечение качества образования, деятельность организаций образования должна быть направлена на удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг. А это и обучающиеся, и их родители, общество и государство в целом.

Орал КАППАСОВ, 
руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".