В вопросах обеспечения качества образования особую актуальность имеют и поддержка со стороны общественности, и активная роль государства в этой сфере.
Касым-Жомарт Токаев в своём послании народу Казахстана подчеркнул важность качественного образования. «Неотъемлемым правом каждого ребёнка является право на получение качественного школьного образования. И слово «качественное» здесь ключевое. Поэтому необходимо последовательно улучшать качество образования, повышать компетенции педагогов», – отметил Президент.
Руководящую роль в обеспечении качества образования государство реализует через разработку и утверждение государственных общеобязательных стандартов образования. В Конституции страны закреплено, что государство устанавливает общеобязательные стандарты образования и деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам. Другими словами, государство обеспечивает гарантии в получении образования, а также гарантирует и устанавливает необходимый уровень подготовки обучающихся.
Государственное регулирование в области образования осуществляется путём правового обеспечения, управления качеством образования, стандартизации, проведения контроля. Что касается государственного контроля, то его значение в системе образования всегда было значимым. Контрольные мероприятия, проводимые департаментом, обеспечивают реальную оценку возможностей организаций образования по реализации образовательных программ, по улучшению качества обучения.
Так, за прошедший год департаментом дана оценка работы 136 организаций образования региона, в том числе 52 дошкольных организаций, 53 школ и 31 колледжа. При этом деятельность 20 дошкольных организаций, 11 школ и 24 колледжей признана соответствующей государственным общеобязательным стандартам образования.
Реализация мер контроля улучшила состояние определённых направлений сферы образования через взаимодействие департамента с местными исполнительными органами и показала эффективность проводимых мероприятий. Увеличилась доля аттестованных организаций образования в сравнении с 2022 годом: в 2023 году этот показатель достиг 40,4% организаций образования (в 2022 году аттестовано 24,8% организаций образования). За два месяца текущего года из 30 дошкольных организаций 19 аттестованы с выдачей положительного заключения с решением «аттестован».
По итогам оценки комиссии вырабатывают методические рекомендации организациям образования с подробным разъяснением путей решения проблем. Внешняя оценка позволила определить проблемные вопросы и затруднения в образовательном процессе, а выработка методических рекомендаций с подробным разъяснением даёт возможность привести деятельность в соответствие с правовыми нормами. Таким образом, педагогические коллективы должны ставить задачи по улучшению качества образования.
В условиях расширения компетенций и функций государственного органа работа служащих департамента требует повышения открытости и прозрачности как проявления готовности к работе с общественностью и обеспечения прозрачности своих действий. Департамент на постоянной основе проводит консультации по вопросам государственного контроля, семинары, обучение экспертов, привлекаемых при осуществлении мер госконтроля, повышение их профессионального уровня и квалификации, взаимодействует с управлением и отделами образования, филиалом АО «Өрлеу».
Государственными служащими используются возможности проведения встреч и обсуждений в режиме онлайн, что обеспечивает охват разъяснительной работой отдалённых районов области. Оказание всесторонней помощи и поддержки организациям образования, жителям региона приводит к положительным результатам. Площадкой для решения проблемных вопросов, обмена мнениями служат выступления руководителя департамента на коллегиях управления образования, заседаниях постоянной комиссии при партии «Amanaт», работа в советах отделов образования с участием акимов районов, участие в учёном совете филиала АО «Өрлеу» по Костанайской области, личные приёмы, выездные встречи. Совместные мероприятия, проводимые департаментом с местными исполнительными органами, другими государственными органами позволяют определить вопросы, требующие решения.
Департамент, обеспечивающий независимую оценку работы организаций образования, делает ставку на качество и развитие профессиональных качеств государственных служащих. Служащие департамента посещают курсы повышения квалификации, проходят стажировки, участвуют в разработке и реализации проектов, вносят предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере образования, тем самым повышают свой профессиональный уровень, участвуют как привлечённые эксперты в составе комиссий областного и республиканского уровней, входят в состав республиканских рабочих групп по реализации проектов.
Решающей характеристикой профессионализма государственных служащих департамента является умение выполнять свою работу качественно, найти правильные решения сложных задач. А сочетание высокого уровня знаний, умений, навыков и воли вырабатывает способность действовать рационально, умение правильно спрогнозировать ситуацию, проанализировать и оценить её, принять верное решение. Сегодня от государственного служащего требуется способность качественно решать возникающие задачи, принимать решения, которые основаны на строгом исполнении существующих правовых норм, и работа в этом направлении будет продолжена.
Жайнагуль НУКЕЕВА,
главный специалист отдела внешней оценки качества образования,
уполномоченный по этике
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.