Ориентир профессионального развития

Выпуск - №42 (539)   :   27.10.2022
337

На брифинге в РСК, посвящённом реализации проекта «Профессиональный стандарт «Педагог», директор ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» институт профессионального развития по Костанайской области» Марионелла СЛЕСАРЬ разъяснила его цели и задачи. 


- АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» в рамках поручения министерства просвещения РК проводит информационно-разъяснительную работу по проекту «Профессиональный стандарт «Педагог».

Профессиональный стандарт педагога – это основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагогического работника, поэтому в его обсуждение должны быть включены все заинтересованные стороны образовательного процесса.

В обращении к педагогам министр просвещения Асхат Аймагамбетов отмечает: «Цель профессионального стандарта – объединить школы, педагогические вузы, организации повышения квалификации, управления образования для повышения профессионализма педагогов и их качества».

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога? Прежде всего, это ориентир траектории профессионального развития педагогов всех уровней образования. Положения, требования к компетенциям, прописанные в стандарте, влияют на непрерывное профессиональное развитие педагога, являются катализатором его профессионального роста. В конечном счёте, всё это повлияет на качество образования. С учётом этого профстандарта будут разрабатываться и обновляться образовательные программы, процедуры сертификации и аттестации, содержание непрерывного профессионального развития и строиться стратегия продвижения педагогических кадров по службе.

В «Общих положениях стандарта» отмечено, что профессиональный стандарт описывает содержание педагогической готовности и деятельности педагога; является основой для разработки образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогов,переподготовки специалистов из других сфер деятельности; описывает компетенции профессионального восхождения от подготовки и вхождения в профессию до педагогического мастерства; формирует основание для соотнесения трудовой деятельности конкретного педагога и профессионально признанного эталона практики; предоставляет педагогу возможности для профессионального развития собственной карьеры; является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития педагога; предоставляет педагогу возможность развивать лидерские качества в преподавании, обучении и воспитании, активнореагируя на изменения и инновационные процессы; способствует укреплению общественного доверия и уважения к педагогу, повышению благополучия обучающихся и воспитанников, улучшению преподавания и развития в организациях образования.

Впервые национальный профессиональный стандарт «Педагог» был разработан Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» приказом № 133 от 8 июня 2017 года. Если прежняя редакция нам давала мало возможностей для оценки уровня классификации, трудовых функций, степени профессионального развития педагога, то нынешняя редакция как раз позволит выстраивать профессиональный маршрут от педагога-стажёра до педагога-мастера, исследователя. Она позволит точечно разрабатывать образовательные программы курсов повышения квалификации, осуществлять переподготовку педагогов.

В профессиональном стандарте «Педагог» нового поколения впервые определена конкретная рамка профессиональных компетенций педагога, где детально представлены компетенции, критерии, индикаторы. Главными компетенциями педагога определены: профессиональные ценности, профессиональные знания, практика преподавания/воспитания и обучения, профессиональный рост (развитие).

Впервые представлены дескрипторы согласно квалификационным категориям: педагог/педагог-стажёр, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер. 

Содержание профессионального стандарта «Педагог» нового поколения позволяет определить основы образовательных программ подготовки, повышения квалификации педагога и возможности для непрерывного профессионального обучения; определить приоритеты в переподготовке специалистов из других сфер деятельности; организовать поддержку практики преподавания/воспитания и обучения педагога, профессиональной приверженности, общественного доверия и уважения; развивать лидерство педагога в преподавании/обучении и воспитании в профессиональном сообществе.

Необходимые знания, умения и навыки профессий педагогов, обозначенные в проекте документа, определены согласно национальной и отраслевой рамки квалификации, чётко определены содержание основной и дополнительной профессиональной деятельности. Новыми и важными дополнениями в профессиональном стандарте стали: область применения, рамки профессиональных компетенций педагога, критерии компетентности педагогов по квалификационным категориям, структурированные по принципу наращивания, задачи профессиональной деятельности по задачам, требования к личностным компетенциям.

Карточки профессий по уровням образования представлены в документе для следующих категорий: воспитатель в дошкольном образовании, методист по дошкольному образованию, учитель школы, преподаватель организации ТиПО, мастер производственного обучения, педагог дополнительного образования, методист организации дополнительного образования, специальный педагог.

С 17 октября «НЦПК «Орлеу» начал крупномасштабную разъяснительную работу по проекту профессионального стандарта «Педагог» на всех уровнях. Филиалом проводится работа, включающая вебинары, панельные сессии, интерактивные площадки, кроме этого представлена информация в социальных сетях, организована медийная поддержка.


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.