От стратегических целей к реальным результатам

Выпуск - №37(433)   :   19.09.2020
278

Гимназия №2 города Рудного – инновационная организация образования. Что есть инновационная деятельность для нашей гимназии? Это нестандартные подходы к управлению образовательным учреждением и к процессам обучения и воспитания. 


Журавлев В.В., директор гимназии №2 города Рудного

Нестандартный подход – деятельность, которая может идти вразрез с многолетним успешным опытом, расширяя возможности традиционного образования, а также повышая его эффективность. Для нас инновация не значит что-то придуманное «вчера». Эта инновация могла быть внедрена и 10 лет назад. Но учитывая глобальные изменения общества и жизни в целом, наши инновации развиваются, трансформируются и стремятся соответствовать конкретному заказу и интересу общества. В инновационной деятельности гимназии отражаются основные цели программы развития образования Республики Казахстан: повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей; увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Гимназия, выходя за рамки общеобразовательных стандартов, ставит задачи обеспечить безопасную и комфортную среду обучения и интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие учащихся. Эффективное функционирование организации образования строится на применении инновационных практик в процессе управления. 

Демократический стиль управления

При таком управлении важной составляющей является инициативность каждого педагога. Администрация предлагает только направления деятельности и прогнозирует ожидаемый результат, а пути достижения уже выбирает сам учитель. В настоящее время в гимназии не практикуется тотальное посещение администрацией учебных занятий. Урок – это творческая мастерская учителя. Мы никогда не добьёмся эффективности урока, если будем «загонять» учителя в определённые рамки. 
Мы практикуем взаимопосещение уроков учителями, что позволяет определить точки дальнейшего развития, выявить положительные аспекты урока для их совершенствования и распространения. При демократическом стиле управления каждый педагог имеет возможность взять управление гимназией в определённом направлении на себя. Главное здесь не стать руководителем, а проявить себя как лидер. Для эффективности процесса обучения и воспитания нужна деятельность, которая будет созидать, творить и развивать. Вот здесь и важна роль лидеров из числа педагогов. Педагоги-лидеры в гимназии нацелены на развитие профессиональных навыков учителей. Они становятся организаторами разнообразных коучингов, тренингов, мастер-классов, вовлекают коллег в педагогические акции и кампании по профессиональному развитию.
Практика командного преподавания в гимназии – team-teaching – форма очного обучения, когда учителя сообща ведут занятия с учащимися для совершенствования обучения и достижения единой цели. Методика командного обучения способствует большему общению между учениками и учителями, работая командой, педагоги обеспечивают высоко контролируемое, скоординированное и организованное обучение. Такие уроки могут быть интегрированными как по форме, так и по содержанию.

К примеру, с учителем информатики школьники разрабатывают программу-тренажёр с функцией контроля, которая способствует отработке практических навыков на уроках химии, это может быть забавный тест, который проверит знания базовых химических формул. В качестве домашнего задания учителем может быть предложено создание цифрового адвент-календаря по химии.  При   знакомстве с химическими элементами для наглядного представления ученикам предлагается создать цифровую версию периодической системы химических элементов с использованием инфографики. Также при решении типовых задач по расчёту массовой доли выхода продукта химической реакции в процентах от теоретически возможного учитель информатики  предлагает учащимся самостоятельно разработать алгоритм задачи в виде блок-схемы с определённой последовательностью действий. Перед гимназистами ставится задача самостоятельно написать программу, проверка её работы осуществляется на тестовых примерах, разработанных школьниками самостоятельно. Совместно с учителем информатики ученики разрабатывают требования к программе, работают над компьютерным дизайном, составляют инструкции для пользователя, а затем проверяют работу программы на задачах, предложенных учителем химии. Командное обучение – это инновационный подход к ведению урока. На практике team-teaching доказывает свои преимущества перед традиционным уроком, когда определяющим приоритетом является высокая мотивация и неподдельный интерес учеников. 

Инновации в процессе обучения и воспитания

Сегодня, во всех сферах деятельности требуются инновационные и оригинальные формы работы. А это требует проявления творчества и креативности. Проведение конференции в формате TED даёт возможность каждому спикеру, участнику проявить свои творческие способности и представить уникальные идеи развития образования. В 2018 году в гимназии прошла первая TED-конференция, в которой приняли очное участие педагоги гимназии и преподаватели педагогического колледжа №8 г. Санкт-Петербурга. В 2019 году была проведена вторая международная TED-конференция с участием педагогов гимназии, родителей, руководителей организаций образования г. Рудного, педагогов педколледжа №8. В рамках TED-конференций обсуждаются актуальные и насущные проблемы образования, предлагаются оригинальные идеи по развитию образовательной системы. По итогам конференций издаётся сборник выступлений с присвоением ISBN номера.
С 2018 года в рамках учебно-воспитательного процесса гимназия №2 ведёт сотрудничество с коллективом педагогического колледжа №8 г. Санкт-Петербурга. Гимназисты принимают участие в научно-практических конференциях для старших школьников, интеллектуальных конкурсах, организованные Санкт-Петербургским колледжем. Педагоги гимназии и преподаватели колледжа обмениваются опытом работы в сфере начального образования. В рамках празднования 75-летия Победы с января по июнь этого года гимназия активно сотрудничала с Санкт-Петербургским колледжем и Минским городским педагогическим колледжем (Республика Беларусь). Ученики и учителя гимназии, преподаватели и студенты колледжей приняли участие в совместных мероприятиях и акциях, посвящённых дате, знаменательной для наших дружественных государств.

STEM-образование


Уроки художественного труда в STEM-лаборатории

В гимназии применяется новаторский подход STEM-образования, безграничные возможности которого позволяют обучать и воспитывать  будущих лидеров и высококлассных специалистов. В традиционных учебных программах школьники изучают науку в теоретической плоскости, каждый предмет отдельно, чаще всего не понимая, зачем необходимо запоминать формулы и заучивать теоремы, как применить  это в жизни? Такой метод не вдохновляет детей. STEM интегрирует физику, химию, математику и основы программирования в единую схему обучения, результатом синтеза которых становятся проекты. Таким образом, каждый урок для детей – небольшое открытие. В такой образовательной среде дети получают знания и сразу учатся их использовать. Содействуя целям программы развития образования РК, гимназия ставит одну из важнейших задач – интеграция STEM-предметов и преподавание на иностранном языке. Как улучшить преподавание STEM-предметов на английском языке? Преподаватели химии и информатики гимназии убеждены, что при изучении различных учебных дисциплин можно применять информацию одного предмета в изучении другого. Данный проект преподавания интересен смешанным подходом, использующим технологии по STEM-направлению. Он даёт возможность повысить уровень знания английского языка гимназистам, а учителю, владеющим английским языком, получить доступ к информационно-образовательным ресурсам и педагогическому онлайн-инструментарию всего мира. Преподаватели химии и информатики убеждены: их задача как учителя – не дать объём знаний, а научить учиться. По сути, этот метод направлен на то, чтобы полученные детьми знания в одном предмете были использованы в изучении других предметов. Таким образом, черпая знания в одной дисциплине, ученик способен применить их в изучении иного школьного предмета. Успехи гимназистов во многом становятся возможными благодаря наставникам, которые преподают STEM-дисциплины. К примеру, выпускница Виктория Бондаренко завоевала 1 место в международном конкурсе инновационных проектов «Ingenious Project-2019» за исследование альтернативного источника энергии и II место в IX региональной научно–практической конференции школьников имени Т.Е. Даулетбаева.
Результатами инновационной деятельности становится рост качества обученности: 68% в минувшем учебном году; увеличение количества грантов – 11 (50% от числа участвовавших); высокий спрос на обучение в гимназии – увеличение количества учащихся на 200 человек за последние пять лет, при рабочей мощности гимназии в 440 учеников; повышение качественного педагогического состава до 82%.


Вячеслав ЖУРАВЛЁВ,
директор гимназии №2, г. Рудный

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.