Проблема дефицита педагогических кадров является актуальной для современного образования. И одна из причин – утрата значимости профессии «учитель» по многим причинам. А ведь мыслители и педагоги всех времен подчёркивали высокое общественное значение учителя.

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона – так высоко древние чтили учителя», - говорил Конфуций.
В последнее время нашим государством проделана огромная работа для возрождения педагогической профессии. Значимый шаг – принятие в 2019 году Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», который определяет статус педагога, устанавливает права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность педагога. Одним из аспектов этого нормативно-правового акта является вопрос педагогической переподготовки. Согласно требованиям статьи 10 Закона «1. Лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования. 2. Порядок педагогической переподготовки определяется уполномоченным органом в области образования. 3. Нормы настоящей статьи не распространяются на лиц, осуществляющих профессиональную деятельность педагога по образовательным программам дополнительного образования».
Приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 17 марта 2020 года №110 (зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 20 марта 2020 года № 20147) утверждены Правила педагогической переподготовки, которые определяют порядок педагогической переподготовки лиц с профессиональным образованием, не имеющих педагогического образования, впервые приступающих к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю.
Согласно понятийному аппарату правил, «слушатели – лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, – проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования». Таким образом, отвечая на множество вопросов, может ли, например, учитель математики с целью получения квалификации «учитель физики» пройти педагогическую переподготовку, необходимо отметить, что педагогической переподготовке не могут подлежать педагоги, не имеющие квалификации по преподаваемому предмету и желающие её получить посредством педагогической переподготовки. На педагогическую переподготовку может претендовать лицо, имеющее, например, техническое образование по специальности «физика», желающее начать педагогическую деятельность.
Необходимо обратить внимание, что согласно пункту 3 правил, «курсы проводятся вузом для лиц с профессиональным образованием, не имеющих педагогического образования, впервые приступающих к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, на базе вуза, имеющего лицензии в соответствии с Законом РК от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» на ведение образовательной деятельности по направлению подготовки «Педагогические науки» в соответствии с Классификатором направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, утвержденным приказом министра образования и науки РК от 13 октября 2018 года №569 (зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 17 октября 2018 года №17565)». Таким образом, нормативный правовой акт не даёт право проводить педагогическую переподготовку различным учебным центрам.
В соответствии с пунктом 5 правил, «в вузе решением руководителя создаётся приёмная комиссия. В состав приёмной комиссии входят руководитель вуза, проректоры, руководители структурных подразделений и представители профессорско-преподавательского состава вуза...». При представлении полного пакета документов в соответствии с требованиями правил зачисление на курсы педагогической переподготовки осуществляется решением приёмной комиссии вуза. Руководителем вуза или лицом, исполняющим его обязанности, издается приказ. Между вузом и слушателем заключается договор.
В соответствии с пунктом 4 правил, «курсы переподготовки педагогических кадров проводятся по очной форме обучения». Освоение образовательной программы педагогической переподготовки завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой вузом.
Слушателям, успешно прошедшим программы педагогической переподготовки, выдаётся сертификат вуза. Форма сертификата регламентирована приложением 1 к Правилам педагогической переподготовки.
Елена ГАЛУХИНА,
руководитель отдела лицензирования образовательной деятельности
Департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».