Педагогическая переподготовка: кто? где? каков порядок?

Выпуск - №22(418)   :   28.05.2020
2662

Проблема дефицита педагогических кадров является актуальной для современного образования. И одна из причин – утрата значимости профессии «учитель» по многим причинам. А ведь мыслители и педагоги всех времен подчёркивали высокое общественное значение учителя.

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона – так высоко древние чтили учителя», - говорил Конфуций.

В последнее время нашим государством проделана огромная работа для возрождения педагогической профессии. Значимый шаг – принятие в 2019 году Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», который определяет статус педагога, устанавливает права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность педагога. Одним из аспектов этого нормативно-правового акта является вопрос педагогической переподготовки. Согласно требованиям статьи 10 Закона «1. Лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования. 2. Порядок педагогической переподготовки определяется уполномоченным органом в области образования.  3. Нормы настоящей статьи не распространяются на лиц, осуществляющих профессиональную деятельность педагога по образовательным программам дополнительного образования».

Приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 17 марта 2020 года №110 (зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 20 марта 2020 года № 20147) утверждены Правила педагогической переподготовки, которые определяют порядок педагогической переподготовки лиц с профессиональным образованием, не имеющих педагогического образования, впервые приступающих к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю.

Согласно понятийному аппарату правил, «слушатели – лица с профессиональным образованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, – проходят педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования». Таким образом, отвечая на множество вопросов, может ли, например, учитель математики с целью получения квалификации «учитель физики» пройти педагогическую переподготовку, необходимо отметить, что педагогической переподготовке не могут подлежать педагоги, не имеющие квалификации по преподаваемому предмету и желающие её получить посредством педагогической переподготовки. На педагогическую переподготовку может претендовать лицо, имеющее, например, техническое образование по специальности «физика», желающее начать педагогическую деятельность.

Необходимо обратить внимание, что согласно пункту 3 правил, «курсы проводятся вузом для лиц с профессиональным образованием, не имеющих педагогического образования, впервые приступающих к профессиональной деятельности педагога по соответствующему профилю, на базе вуза, имеющего лицензии в соответствии с Законом РК от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» на ведение образовательной деятельности по направлению подготовки «Педагогические науки» в соответствии с Классификатором направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, утвержденным приказом министра образования и науки РК от 13 октября 2018 года №569 (зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 17 октября 2018 года №17565)». Таким образом, нормативный правовой акт не даёт право проводить педагогическую переподготовку различным учебным центрам.

В соответствии с пунктом 5 правил, «в вузе решением руководителя создаётся приёмная комиссия. В состав приёмной комиссии входят руководитель вуза, проректоры, руководители структурных подразделений и представители профессорско-преподавательского состава вуза...». При представлении полного пакета документов в соответствии с требованиями правил зачисление на курсы педагогической переподготовки осуществляется решением приёмной комиссии вуза. Руководителем вуза или лицом, исполняющим его обязанности, издается приказ. Между вузом и слушателем заключается договор. 

В соответствии с пунктом 4 правил, «курсы переподготовки педагогических кадров проводятся по очной форме обучения». Освоение образовательной программы педагогической переподготовки завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой вузом. 

Слушателям, успешно прошедшим программы педагогической переподготовки, выдаётся сертификат вуза. Форма сертификата регламентирована приложением 1 к Правилам педагогической переподготовки.

Елена ГАЛУХИНА,
руководитель отдела лицензирования образовательной деятельности

Департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.