Платформу для «дистанционки» подсказали геймеры

Выпуск - №37(433)   :   18.09.2020
210

Представители СМИ побывали на неделе в школе-лицее-интернате информационных технологий «Озат», где им были представлены способы организации дистанционного обучения.


Урок физики на государственногм языке ведёт Жахонгир Гаппаров

«Озат» вместе со всеми организациями образования Костанайской области был вынужден перейти на «дистанционку» в четвёртой четверти прошедшего учебного года, и это было время апробирования новых методов и технологий. 


Рамазан Раисов платформа для обучения была выбрана в результате тщательно мониторинга интернет-ресурсов​

- Конечно, в четвёртой четверти было сложнее, потому что вся эта ситуация была внове, нужно было оперативно перестроиться, изучить все возможные способы работы, - говорит директор школы-лицея «Озат» Рамазан Раисов. – Знакомились с опытом коллег из России, Японии, применяли то, что подходит, пытались найти и свои ходы. Приступая к организации работы в первой четверти нового учебного года, мы уже знали, что именно нам нужно и как это делать. Поэтому сейчас обучение идёт спокойно, слаженно, и педагоги, и ученики обеспечены всеми необходимыми ресурсами. 

Заместитель директора по ИКТ Ирина Храмей пояснила, что в результате мониторинга всех имеющихся в доступе платформ, для основной работы была выбрана Discord.


Ирина Храмей показала примущества работы на платформе Discord

- Мы используем Discord для проведения уроков в синхронном режиме обучения. Здесь есть возможность и текстового чата, и голосового чата, и стриминга, создания рабочего стола ученика, передачи видео и т.д. Выбирая платформу для работы в четвёртой четверти, мы ориентировались на три показателя: бюджетность, простота в использовании (чтобы сельским детям при отсутствии программиста было несложно самим установить этот ресурс) и возможность как можно больше реализовать функционал учителя-предметника. И все эти качества оказались присущи Discord. Тем более, его часто используют дети для обсуждения стратегий во время компьютерных игр, то есть, многие ребята с этой платформой уже очень хорошо знакомы. И в итоге мы попали в точку – все ученики стопроцентно без проблем подключились к Discord. В сёлах, где живёт половина наших учеников, конечно, есть проблемы и со слабым интернетом, и с отключением электричества. Но это уже субъективные причины. Сама же платформа показала свою функциональность, поэтому и с нового учебного года мы работаем с её помощью. Discord позволяет вести онлайн-уроки, мониторинг посещаемости учениками онлайн-занятий, осуществлять обратную связь.
Как отметил директор IT-лицея, все 218 учеников обеспечены компьютерами, около 30% школьной техники было передано ребятам в пользование на время дистанционного обучения. Если в семье четверо школьников и один компьютер, им давали ещё один компьютер. Учителей, у которых не было дома необходимой техники, тоже снабдили. В основном педагоги работают из дома, но периодически приходят в школу, когда нужно провести урок с использованием оборудования, которое есть только в учебных кабинетах, когда нужна техподдержка. Такие предметы, к примеру, как химия, физика, биология требуют пособий, которые есть только в классах. 


Синхронный урок физики ведёт Татьяна Острянина

Учитель физики Татьяна Острянина показала, как идёт урок с использованием платформы EduPage. Она пояснила, что этот ресурс даёт возможность не только отследить знания учеников, но и посмотреть, сколько попыток они прошли по заданию, прикрепить видео, показать презентацию, пройти тест и сразу увидеть баллы. Татьяна Сергеевна обратила внимание, что все необходимые по программе физические опыты проводятся учениками самостоятельно, для чего подбираются такие предметы, которые есть в каждом доме.

Работу с учениками продемонстрировала и учитель химии Карина Нугуманова. 


Карина Нугуманова следит за ходом выполнения учениками лабораторной работы

- В данный момент я работаю в программе Zoom, где удобно вести групповые занятия, - пояснила Карина Ансагановна. – Сейчас идёт урок по теме электролитической диссоциации кислот, щелочей и оснований и лабораторная работа по исследованию среды раствора. Дома дети используют те вещества, продукты, которые доступны – сода, столовый уксус и т.п., а в качестве индикаторов – антоцианы, то есть сок или отвар свёклы, герани, вишни, чай. Если детям не хватило времени выполнить задание за время урока, они могут сдать его в течение дня, до вечера. Для самостоятельных работ заранее даю задание, ребята могут мне звонить, писать на WatsApp, чтобы разобраться, если что-то непонятно. Практически 24 часа я на связи. Тем более, сейчас мы готовимся к областному конкурсу научных проектов и, соответственно, дети звонят, чтобы узнать, как провести тот или иной эксперимент, подобрать методику. 

Ирина Храмей уточнила, что проектная деятельность в IT-лицее продолжается так же, как и раньше. Пока в первой четверти ребята отрабатывают теоретический материал, но когда понадобится работать уже практически над макетами, схемами, с роботами и т.д., то для этого планируется организовывать деятельность малых групп по примеру дежурных классов начальной школы. 
В «Озате» помимо Discord используются платформы EduPage (размещение методических кейсов, заданий СОР и СОЧ, мониторинг активности учеников при выполнении практических заданий, рассылка объявлений, уведомлений), Zoom (организация конференций, проведение родительских собраний, классных часов, педагогических советов, совещаний), Bilimland.kz (использование методического материала, интерактивных заданий, практикумов на уроках), Kundelik.kz (расписание уроков, ктп, внесение результатов СОР, СОЧ, оценки за четверть).

«100% уроков у нас идут синхронно, по 30 минут, - пояснила Ирина Сергеевна. – Стриминг используется довольно часто, позволяя сохранить общение учеников с педагогом. Чем ещё хорош Discord: здесь создан канал школы, я как администратор захожу и полностью вижу школу, каждый класс, всех учителей, я вижу, кто что делает на занятиях. Мне хватает трёх минут, чтобы посетить все уроки, идущие в данное время по расписанию. Могу увидеть, сколько детей на уроке, что делает учитель, услышать, что он говорит, что показывает. Мы ещё сделали облачное хранилище на своём сервере в разрезе классов, предметов и уроков. Всё то, что учитель выдаёт, размещается в облаке: теоретический, практический материал, контроль знаний. И если ученик что-то не успел во время урока, то он может взять всё необходимое в облаке. Конечно, старшеклассники уже хорошо ориентируются в компьютерной технике, в программах и т.д. Но и семиклассники, которые только поступили в нашу школу, обычные дети из сельских школ, успешно вошли в процесс обучения и справляются с заданиями». 

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.