Современное образование в Республике Казахстан ориентировано не только на передачу знаний и формирование компетенций, но и на воспитание личности, уважающей традиции своего народа. Одной из важнейших задач школы становится воспитание патриотизма, этнической самоидентичности и бережного отношения к культурному наследию.
Новый Государственный стандарт образования Республики Казахстан, вступающий в силу в 2026 году, акцентирует внимание на воспитательной функции школы, где ключевым направлением становится приоритет национальных ценностей. Особенно значимой эта тенденция становится в рамках предмета «Художественный труд», где слияние традиций, искусства и практики позволяет раскрыть потенциал ребёнка не только как будущего профессионала, но и как носителя духовного богатства казахского народа. Предмет «Художественный труд», предоставляет уникальные возможности для интеграции традиционного искусства, народных ремёсел и национальных ценностей в учебный процесс.
В контексте казахстанского образования особое внимание уделяется таким ценностям, как уважение к старшим; трудолюбие; стремление к красоте и гармонии; бережное отношение к родной природе и быту; гостеприимство и взаимопомощь. Формирование этих качеств особенно эффективно происходит через практическую деятельность, когда обучающиеся изготавливают изделия прикладного искусства, узнают их символику и происхождение, знакомятся с трудами народных мастеров и становятся участниками культурного воспроизводства.
Филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области» в рамках курсов повышения квалификации учителей художественного труда обсуждается новый ГОСО, провозглашающий приоритет воспитания личности, обладающей патриотизмом, уважением к культурному наследию и осознанием своей национальной идентичности. В связи с этим содержание курса «Художественный труд» должно быть переосмыслено с учётом:
* интеграции традиционных казахских ремёсел (войлочное производство, ювелирное дело, резьба по дереву, вышивка и др.);
* изучения орнаментики, как символа культурного кода;
* проектной деятельности, направленной на создание изделий, отражающих национальную эстетику;
* сотрудничества с мастерами народных промыслов и проведение практикумов на базе этнокультурных центров.
Такой подход не только способствует сохранению нематериального культурного наследия, но и развивает художественное мышление, эстетическое восприятие и креативные способности учащихся. Переход к обновлённому содержанию образования требует соответствующей трансформации методов преподавания. В рамках курса «Художественный труд» актуальными становятся мастер-классы от народных умельцев, что способствует передаче опыта «из рук в руки»; проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой обучающиеся изучают историю и символику национальных предметов быта, создают авторские изделия с использованием традиционных мотивов; междисциплинарные подходы, соединяющие художественный труд с историей, литературой, географией и цифровыми технологиями (например, 3D-моделирование национального орнамента); эмоционально-познавательные практики, способствующие формированию личностного отношения к труду, традициям и результатам своей деятельности.
Для достижения поставленных задач учителю художественного труда необходимо использовать разнообразные методические приёмы: интерактивные формы обучения (викторины, творческие конкурсы, презентации, этнографические экспозиции), ситуативные задания (анализ жизненных ситуаций, связанных с выбором между традицией и современностью), рефлексия и самоанализ (обсуждение значимости выполненной работы и её культурной ценности).
Национальные ценности становятся не только темой урока, но и действенным педагогическим инструментом формирования гармоничной личности. Уроки художественного труда – это не только обучение технике изготовления поделок, но и важнейший элемент духовно-нравственного развития учащихся. Такой подход позволяет учащимся глубже понять значимость национальных традиций и почувствовать себя частью культурного процесса.
Главную роль в этой новой системе играет учитель художественного труда: это не только педагог, но и наставник, культурный посредник, вдохновляющий детей на творчество, уважение к своим корням и осознание уникальности казахской культуры. Важным направлением становится повышение квалификации педагогов с акцентом на этнопедагогику, национальное искусство и современные технологии преподавания.
Его личная заинтересованность, знания, отношение к традициям и умение вдохновлять учащихся играют ключевую роль в воспитании уважения к национальному наследию. Важно, чтобы педагог сам был вовлечён в изучение казахской культуры, понимал её ценности и находил пути их актуализации в современной образовательной среде.
Воспитание национальных ценностей на уроках художественного труда – это важный шаг на пути формирования гармонично развитой личности, уважающей культуру своего народа и способной сохранять и приумножать её в условиях XXI века. Через практику народных ремёсел, приобщение к искусству, уважение к труду и традициям создаётся прочная основа для нравственного и культурного становления подрастающего поколения Казахстана.
Наталья ИСТОМИНА,
старший преподаватель кафедры ЕМН филиала
АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».