Приоритет национальных ценностей в обучении художественному труду

Выпуск - №20(668)   :   29.05.2025
383

image

Современное образование в Республике Казахстан ориентировано не только на передачу знаний и формирование компетенций, но и на воспитание личности,  уважающей традиции своего народа. Одной из важнейших задач школы становится воспитание патриотизма, этнической самоидентичности и бережного отношения к культурному наследию.
Новый Государственный стандарт образования Республики Казахстан, вступающий в силу в 2026 году, акцентирует внимание на воспитательной функции школы, где ключевым направлением становится приоритет национальных ценностей. Особенно значимой эта тенденция становится в рамках предмета «Художественный труд», где слияние традиций, искусства и практики позволяет раскрыть потенциал ребёнка не только как будущего профессионала, но и как носителя духовного богатства казахского народа. Предмет «Художественный труд», предоставляет уникальные возможности для интеграции традиционного искусства, народных ремёсел и национальных ценностей в учебный процесс.
В контексте казахстанского образования особое внимание уделяется таким ценностям, как уважение к старшим; трудолюбие; стремление к красоте и гармонии; бережное отношение к родной природе и быту; гостеприимство и взаимопомощь. Формирование этих качеств особенно эффективно происходит через практическую деятельность, когда обучающиеся изготавливают изделия прикладного искусства, узнают их символику и происхождение, знакомятся с трудами народных мастеров и становятся участниками культурного воспроизводства.
Филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»  в рамках курсов повышения квалификации учителей художественного труда обсуждается новый ГОСО, провозглашающий приоритет воспитания личности, обладающей патриотизмом, уважением к культурному наследию и осознанием своей национальной идентичности. В связи с этим содержание курса  «Художественный труд» должно быть переосмыслено с учётом:
* интеграции традиционных казахских ремёсел (войлочное производство, ювелирное дело, резьба по дереву, вышивка и др.);
* изучения орнаментики, как символа культурного кода;
* проектной деятельности, направленной на создание изделий, отражающих национальную эстетику;
* сотрудничества с мастерами народных промыслов и проведение практикумов на базе этнокультурных центров.
Такой подход не только способствует сохранению нематериального культурного наследия, но и развивает художественное мышление, эстетическое восприятие и креативные способности учащихся. Переход к обновлённому содержанию образования требует соответствующей трансформации методов преподавания. В рамках курса «Художественный труд» актуальными становятся мастер-классы от народных умельцев, что способствует передаче опыта «из рук в руки»; проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой обучающиеся изучают историю и символику национальных предметов быта, создают авторские изделия с использованием традиционных мотивов; междисциплинарные подходы, соединяющие художественный труд с историей, литературой, географией и цифровыми технологиями (например, 3D-моделирование национального орнамента); эмоционально-познавательные практики, способствующие формированию личностного отношения к труду, традициям и результатам своей деятельности.
Для достижения поставленных задач учителю художественного труда необходимо использовать разнообразные методические приёмы:  интерактивные формы обучения (викторины, творческие конкурсы, презентации, этнографические экспозиции), ситуативные задания (анализ жизненных ситуаций, связанных с выбором между традицией и современностью), рефлексия и самоанализ (обсуждение значимости выполненной работы и её культурной ценности).
Национальные ценности становятся не только темой урока, но и действенным педагогическим инструментом формирования гармоничной личности. Уроки художественного труда – это не только обучение технике изготовления поделок, но и важнейший элемент духовно-нравственного развития учащихся. Такой подход позволяет учащимся глубже понять значимость национальных традиций и почувствовать себя частью культурного процесса.
Главную роль в этой новой системе  играет учитель художественного труда: это не только педагог, но и наставник, культурный посредник, вдохновляющий детей на творчество, уважение к своим корням и осознание уникальности казахской культуры. Важным направлением становится повышение квалификации педагогов с акцентом на этнопедагогику, национальное искусство и современные технологии преподавания.
Его личная заинтересованность, знания, отношение к традициям и умение вдохновлять учащихся играют ключевую роль в воспитании уважения к национальному наследию. Важно, чтобы педагог сам был вовлечён в изучение казахской культуры, понимал её ценности и находил пути их актуализации в современной образовательной среде.
Воспитание национальных ценностей на уроках художественного труда – это важный шаг на пути формирования гармонично развитой личности, уважающей культуру своего народа и способной сохранять и приумножать её в условиях XXI века. Через практику народных ремёсел, приобщение к искусству, уважение к труду и традициям создаётся прочная основа для нравственного и культурного становления подрастающего поколения Казахстана.

Наталья ИСТОМИНА,
старший преподаватель кафедры ЕМН филиала
АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.