Вопросам повышения качества профессионального образования уделяется в настоящее время большое внимание. Повышению качества подготовки кадров способствуют и меры по совершенствованию законодательной базы, нормативных правовых актов в сфере образования.
Так, Законом РК от 8 января 2021 года №410-VI ЗРК внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам образования. Согласно внесённым изменениям установлено, что в колледже реализуются образовательные программы общего среднего, технического и профессионального образования, а в высшем колледже – интегрированные модульные образовательные программы общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования.
Образовательные программы послесреднего образования реализуются в высших колледжах или в училищах. Училище – учебное заведение, реализующее образовательные программы основного среднего, общего среднего, технического и профессионального или послесреднего образования в области культуры.
Законодательно закреплено понятие дистанционного обучения как обучение, осуществляемое при взаимодействии педагога и обучающихся на расстоянии, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств.
Теперь перечень профессий и специальностей по срокам обучения и уровням образования для технического и профессионального, послесреднего образования уполномоченным органом в области образования не устанавливается. В обновлённом законодательстве эта компетенция уполномоченного органа исключена.
В организациях ТиПО законодательством предусмотрен контроль за качеством обучения посредством мониторинга образовательных достижений обучающихся (МОДО). Согласно пункту 2 статьи 55 Закона РК «Об образовании», «управление качеством образования осуществляется путём принятия управленческих решений на всех уровнях образования на основании результатов образовательного мониторинга». Пунктом 4 статьи 55 Закона РК «Об образовании» определено, что «мониторинг образовательных достижений обучающихся является независимым от организаций образования систематическим наблюдением за качеством обучения».
В организациях технического и профессионального, послесреднего образования мониторинг образовательных достижений обучающихся осуществляется в целях оценки уровня освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин на соответствие государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального, послесреднего образования. Перечень организаций образования, в которых проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся, определяется уполномоченным органом в области образования.
Таким образом, приоритетным направлением деятельности организаций технического и профессионального, послесреднего образования должно быть качество предоставления образовательных услуг, качество обучения.
Меры государственного контроля также направлены на обеспечение качества образования. В Закон РК «Об образовании» (статья 59) внесены изменения и дополнения по вопросам государственного контроля.
Также организации технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с подпунктом 9 статьи 5 Закона РК «Об образовании» подлежат государственной аттестации. Она проводится посредством «профилактического контроля независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости один раз в пять лет ведомством уполномоченного органа в области образования и его территориальными подразделениями в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом». «Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования и прошедшие аккредитацию в аккредитационных органах, внесённых в реестр признанных аккредитационных органов, освобождаются от государственной аттестации на срок аккредитации» (действует до 01.01.2023 в соответствии с Законом РК от 08.01.2021 №410-VI).
Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются пресечение и недопущение субъектами (объектами) контроля нарушений требований государственного общеобязательного стандарта образования. Профилактический контроль проводится путём анализа, изучения и сопоставления данных: материалов самооценки образовательной деятельности, размещённых на официальных интернет-ресурсах организаций образования, объекта информатизации в области образования, сведений от организаций и уполномоченных государственных органов.
По результатам государственной аттестации составляется заключение по нарушениям, указанным в заключении. Организация образования в срок не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днём его вручения, предоставляет информацию о мерах по устранению нарушений с указанием сроков не более одного года. «В случае неустранения нарушений или непредставления в установленный срок отчёта организация образования считается неаттестованной, что является основанием для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля».
В части оказания платных услуг в статью 63 Закона РК «Об образовании» «Предоставление организациями образования товаров (работ, услуг) на платной основе» внесены дополнения пунктом 3-2. Так, организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования в организационно-правовой форме государственных предприятий на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе предоставлять на платной основе с заключением договора об оказании платных услуг следующие товары (работы, услуги) сверх требований государственных общеобязательных стандартов образования: по реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, выпускаемых в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебных полигонах и учебно-опытных участках.
В организациях технического и профессионального, послесреднего образования области многое делается для создания условий обеспечения качества образовательных услуг по реализуемым специальностям, подготовке квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Укрепляется материально-техническая база колледжей, в том числе в рамках проекта «Жас маман» по модернизации колледжей, обновлению учебно-производственной базы, оснащению кабинетов современным оборудованием. Принимаются меры по профилизации колледжей, направленные на повышение качества образования, решаются вопросы трудоустройства выпускников, в том числе обучившихся по государственному образовательному заказу, увеличивается количество мест для обучения студентов в рамках государственного образовательного заказа.
В системе технического и профессионального, послесреднего образования области рекомендуем: принять эффективные меры, направленные на дальнейшее укрепление, обновление материально-технической и социальной базы колледжей, профилизацию колледжей, в рамках сотрудничества с предприятиями, работодателями, заинтересованными организациями развивать социальное партнёрство.
Жайнагуль НУКЕЕВА,
главный специалист отдела внешней оценки качества образования
департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.