Профилизация школы: современные вызовы и вектор развития

Выпуск - №27-28(675-676)   :   13.08.2025
264

3

Быстро меняющийся мир, цифровая трансформация, новые требования к компетенциям выпускников предполагают необходимость перехода от унифицированного образования к индивидуализированным траекториям. Одним из ключевых направлений развития становится профилизация школы – стратегический инструмент, позволяющий учитывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, ориентироваться на потребности рынка труда и формировать у школьников  навыки, востребованные в XXI веке.  
Эпоха информационных технологий и цифровизации привела к колоссальному росту объёма знаний и их специализации. Предоставление возможности выбора профиля обучения позволяет школьнику осознанно подойти к процессу получения знаний, исходя из собственных предпочтений, а не только из внешней необходимости.

image


Несмотря на очевидную актуальность и проводимую работу, реализация профилизации в Казахстане сталкивается с рядом вызовов. Среди них: обеспечение равного доступа к профильному обучению для обучающихся из городских и сельских школ; нехватка квалифицированных кадров, способных преподавать на углублённом уровне; необходимость развития материально-технической базы школ; недостаточная организация профориентационной работы с детьми, приводящая к неосознанному выбору профессии, а также разработка гибких образовательных программ, отвечающих постоянно меняющимся потребностям рынка.
Внедрение профильного обучения сопровождается  необходимостью обновления содержания образования, повышения квалификации педагогов, развития методических подходов и обеспечения равного доступа к качественному профильному образованию в разных регионах страны.

2


В этом контексте особую роль играет Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», выполняющий функцию института профессионального развития педагогов Костанайской области. Центр является ключевым драйвером изменений, обеспечивая:
* подготовку педагогических кадров к реализации профильного обучения через современные курсы и тренинги;
* разработку и внедрение методических рекомендаций и программ;
* сопровождение школ и педагогов в процессе осуществления   профильной модели обучения;
* создание площадок для обмена лучшими практиками и научно-методического диалога.
«Өрлеу»  обеспечивает системную поддержку реформирования школ, направленную на устойчивое развитие и повышение качества профильного образования в Казахстане.
Одним из важнейших направлений развития профилизации должна стать  дальнейшая индивидуализация образовательных траекторий обучающихся. Это предполагает переход от фиксированных профилей к более гибким моделям, позволяющим школьникам комбинировать предметы из различных профильных направлений в соответствии со своими уникальными интересами и карьерными планами. Такой подход способствует более полному раскрытию потенциала каждого ученика и готовит его к многовекторной профессиональной деятельности.
Цифровая трансформация образования является одним из приоритетов Казахстана, и она активно влияет на развитие профилизации. Использование онлайн-курсов, виртуальных лабораторий, интерактивных платформ и дистанционных форм обучения расширяет возможности для реализации разнообразных профилей, особенно в условиях ограниченных ресурсов. Это позволяет школьникам получить доступ к высококачественному контенту, независимо от их местонахождения, и развивать навыки работы в цифровой среде, что крайне важно для будущей профессиональной деятельности.  
Образовательные программы, реализуемые «Өрлеу», имеют технологический модуль, направленный на развитие IT-компетентности педагогов. Содержание модулей направлено на формирование навыков использования педагогами ИКТ, правил цифровой этики, интернет-платформ, приложений Smart-устройств, открытых образовательных платформ, сервисов и онлайн-инструментов для использования их в практике.
Вектор развития профилизации также предполагает дальнейшее усиление практической направленности обучения и активное внедрение проектной и исследовательской деятельности. Теоретические знания должны быть неразрывно связаны с их применением на практике.
На курсах большое внимание уделяется повышению профессиональных компетенций педагогов по внедрению проектной и исследовательской деятельности. На занятиях педагогами разрабатывается проект «Профориентационная неделя в школе», включающий различные мероприятия (встречи с представителями профессий, мастер-классы, экскурсии), позволяющие повысить осознанность профориентационного выбора.  Проект «Мой город глазами специалиста» ориентирован на исследование инфраструктуры и профессиональной среды города с точки зрения выбранного профиля (инженер, врач, педагог и другие). Разработка и моделирование бизнес-идеи и социального проекта на базе школы находит отражение в проекте «Школьный стартап». Исследование изменения профессиональных требований в условиях цифровизации проводится через анализ открытых источников, статей и аналитических справок. Также на занятиях с педагогами проводится оценка долгосрочных результатов профилизации в виде исследования образовательной траектории выпускников профильных классов, сравнения образовательных и карьерных путей выпускников профильных и универсальных классов.
Эффективность профилизации напрямую зависит от качества профориентационной работы. Дальнейшее развитие в этом направлении предполагает систематическое и глубокое карьерное консультирование обучающихся, начиная с основной школы, также использование современных методик диагностики способностей, привлечение психологов и специалистов из различных сфер деятельности, организацию регулярных встреч с представителями профессий, экскурсий на предприятия, цель которых помочь обучающимся сделать осознанный и обоснованный выбор профиля, который будет соответствовать их способностям и запросам рынка труда.
В «Өрлеу» разработана и реализуется программа повышения квалификации по теме «Развитие компетенций педагогов для профессиональной ориентации обучающихся в современных условиях».  Программа ориентирована на формирование системных знаний и компетенций педагогов, необходимых для ведения ими профессиональной деятельности в сфере профориентации с применением инструментов практической психологии, для консультирования по вопросам профессионального выбора подростков и взрослых, через выявление способностей и склонностей человека к тем или иным видам деятельности, а также оказание помощи в формировании образовательных треков и планов личностного развития.
Центральное место в реализации профилизации в Казахстане занимает компетентностный подход, который активно внедряется в рамках обновлённого содержания образования. Этот подход предполагает, что результатом образования должны быть не только знания, умения и навыки, но и способность применять их в практических ситуациях, а также готовность к решению профессиональных и жизненных задач.
Преподаватели  «Өрлеу» большое внимание уделяют повышению квалификации педагогов по использованию компетентностного подхода в обучении школьников.  На занятиях проводится анализ образовательной ситуации профильного обучения и компетенций XXI века, где педагоги решают педагогические задачи через призму компетентностного подхода.  Конструирование профильно-ориентированных заданий, работа с профилем «Матрица компетенций», разбор кейсов «Траектория ученика». Такие задания позволяют формировать у педагогов стратегическое мышление и практические навыки проектирования компетентностно-ориентированных заданий в условиях профилизации.
Профилизация предполагает системно-деятельностный подход и проблемное обучение, которые  позволяют обучающимся не просто пассивно усваивать информацию, а активно её преобразовывать, применяя знания для решения реальных проблем. Педагоги на курсах знакомятся с теорией и практикой системно-деятельностного подхода и  проблемного обучения для реализации своих знаний на практике.
Практическое применение принципов системно-деятельностного подхода наблюдается при проектировании демо-урока. «Задание с применением» учит педагогов превращать теоретическое знание в деятельность, ориентированную на реальную проблему, выбирая  тему  своего предмета, соответствующую профильному обучению. Например, «Энергия» в физике, «Бюджет семьи» в обществознании, «Генетика» в биологии, указывая какие компетенции формируются в ходе выполнения задания. «Конструктор проблемных ситуаций» развивает  умения педагогов создавать учебные ситуации, стимулирующие мышление, анализ и самостоятельную деятельность обучающихся.
Формирование у педагогов умения анализировать собственную практику на соответствие современным подходам проходит через задание «Моя практика – через призму системно-деятельностного подхода». Анализ кейсов «Слом шаблона» позволяет обучить педагогов критически анализировать традиционные формы подачи материала и трансформировать их в деятельностные. Создание памяток и фрагментов методических пособий, чек-листов раскрывает возможности включения проблемного обучения и системно-деятельностного подхода в преподавание профильных предметов.
Помимо сугубо академических и профессиональных целей, профилизация имеет перспективу играть важную роль в формировании гражданской идентичности и ценностных ориентаций обучающихся. Выбор профиля, участие в проектной деятельности, взаимодействие с обществом в рамках профессиональной ориентации могут способствовать осознанию социальной ответственности, развитию патриотизма и пониманию своего места в развитии Казахстана. Погружение в темы гражданственности проходят на курсах повышения квалификации заместителей директоров по воспитательной работе, методистов, учителей глобальных компетенций. Роль школы в этом процессе заключается в том, чтобы интегрировать элементы воспитания и развития личностных качеств в содержание профильного обучения, формируя не только профессионалов, но и ответственных граждан. На занятиях используются интерактивные задания «Ценности на перепутье», ценностный калейдоскоп «Что важно для моего профиля?», анализ медиапродукта «Ценности в контексте», дебаты «Гражданская идентичность: формировать или сопровождать», конструктор «Профиль + Гражданин». Эти задания способствуют глубокому осмыслению темы, обмену опытом и разработке практико-ориентированных решений.
Роль школы в профилизации означает, что школа должна быть местом, где происходит глубокая диагностика способностей и интересов школьников, осуществляется целенаправленная профориентационная работа, предоставляется квалифицированное консультирование по выбору будущей профессии и траектории обучения. Для этого необходимо развитие школьных психологических служб, внедрение современных методик карьерного планирования и активное взаимодействие с внешними партнёрами.
Вектором развития профильного обучения должно стать:
* обоснование необходимости ранней профориентации (начиная с 5-7 классов);
* интеграция с программами технического и профессионального образования (колледжи);
* развитие вариативных моделей: академический и прикладной профили;
* применение цифровых технологий и дистанционных форматов (гибридное обучение);
* мониторинг и оценка эффективности профильного обучения.
Роль НЦПК «Өрлеу» в обеспечении устойчивой профилизации школы может быть реализована через следующие направления:
* разработку модульных курсов повышения квалификации по профилизации;
* поддержку школ через создание методических кластеров и консалтинговых центров;
* проведение исследований, анализ практик и разработка рекомендаций;
* поддержку педагогов в освоении новых педагогических и цифровых технологий;
* взаимодействие с колледжами, вузами и работодателями.
Перспективы профилизации образования в Казахстане обширны и многогранны. Они связаны с развитием человеческого капитала, становлением школы как ключевого центра самоопределения, интеграцией в систему непрерывного образования, внедрением гибких моделей и цифровых технологий, а также формированием гражданской идентичности. Реализация этих перспектив требует дальнейших системных усилий, инвестиций и постоянного диалога между всеми участниками образовательного процесса. Только в таком случае профилизация сможет в полной мере раскрыть свой потенциал и стать двигателем прогресса в современном Казахстане.
Профилизация школы – это инвестиция в будущее страны. Успешность профилизации зависит от согласованных действий всех участников процесса: государства, школ, педагогов, родителей и обучающихся. «Өрлеу» выступает стратегическим партнёром и ресурсным центром в обеспечении качественного перехода к профильному обучению.

Наталья ИСТОМИНА,
старший преподаватель кафедры ЕМН филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».