Пять социальных проектов в сфере образования

Выпуск - №20(467)   :   24.05.2021
259

В Региональной службе коммуникаций состоялся брифинг с участием директора департамента продвижения и внешних коммуникаций АО «Финансовый центр» МОН РК Алпамыса Сатыбалдина и менеджера АО «Финансовый центр» МОН РК Диаса Джамбулова, где была представлена информация о пяти социальных проектах в сфере образования.

Строительство и реконструкция студенческих общежитий
В 2018 году Нурсултаном Назарбаевым были обозначены пять социальных инициатив, одна из которых нацелена на улучшение условий проживания студенческой молодёжи. Для достижения этой задачи разработан механизм размещения госзаказа, предполагающий широкое участие частного сектора.
- Мы приглашаем инвесторов, частных предпринимателей вложиться в строительство студенческих общежитий при финансовой поддержке государства, – пояснил Алпамыс Сатыбалдин. – Предлагаю посмотреть на этот процесс более масштабно. Не как на возведение очередного социального объекта, а как на доходный, стабильный и перспективный бизнес-проект. Тем более для этого есть все предпосылки. Первое, что нужно отметить, это наличие высокого спроса. Сегодня в нашей стране необходимо создать более 63 тысячи койко-мест для проживания студентов. Это абсолютно все регионы страны, начиная от мегаполисов, заканчивая городами областного значения. 



Концепция механизма заключается в партнёрстве государства и частного сектора. Частный застройщик в лице инвестора, учебного заведения либо предпринимателя за счёт собственных средств осуществляет ввод объекта. При успешном вводе государство осуществляет размещение целевого государственного заказа. И здесь необходимо отметить три важных параметра.
Первое – принцип размещения. Главным условием размещения госзаказа является факт проживания студента. То есть, работает принцип подушевого финансирования. Госзаказ размещается во всех организациях, осуществивших ввод новых общежитий путём строительства или реконструкции за исключением государственных учреждений.
Второе – срок размещения. Госзаказ размещается сроком на восемь лет на ежемесячной основе. В период каникул учитывается количество студентов, проживавших в последний учебный месяц.
Третье – размер выплат. Ежегодный размер госзаказа на одного студента при строительстве составляет 122 МРП, при реконструкции 47 МРП. При этом первые 12 месяцев госзаказ выплачивается с учётом поправочного коэффициента, который равным двум. К примеру, фактически проживает 100 человек, выплаты идут за 200. Но, не более проектной мощности общежития. В целом для этих целей в республиканском бюджете предусмотрены 152 млрд. тенге, и что не менее важно, данные средства не подлежат секвестрованию.
По истечении срока выплат от государства объект остается в собственности у застройщика. Единственным условием станет регистрация обременения на изменение целевого назначения объекта сроком на 20 лет. Ежемесячная плата за проживание студентов не входит в стоимость госзаказа. Её размер регулируется собственником общежития и определяется условиями рынка жилья конкретного региона.
Застройщик может создать коммерческие площади для оказания бытовых услуг, основными потребителями которых станут жильцы (столовая, парикмахерская, тренажёрный зал и др.).
Отдельным направлением выступает ввод новых мест в общежитиях путём реконструкции зданий. Собственник здания может произвести его реконструкцию под студенческое общежитие и так же претендовать на размещение госзаказа. В этом случае его размер составит 47 МРП за каждое занятое койко-место. 
В целом, независимо от способа ввода новых мест в студенческих общежитиях, все объекты и их дальнейшая эксплуатация должна производиться в строгом соответствии с действующими строительными, противопожарными и санитарно-эпидемиологическими нормами. На сегодняшний день уже заключено 79 договоров на 29 350 мест.

Строительство и реконструкция частных школ в рамках подушевого нормативного финансирования
Одними из важных задач в сфере среднего образования на сегодняшний день является разгрузка переполненных государственных школ, а также развитие здоровой конкуренции между школами в борьбе за повышение качества образования. С 2018 года законодательно закреплена возможность размещения государственного образовательного заказа на среднее образование в частных организациях образования. Методикой подушевого финансирования определён подушевой норматив для частных школ. Для вновь вводимых частных школ на текущий год норматив составляет в среднем 470 тыс. тенге. Расходы на амортизацию здания за каждое вновь введенное ученическое место в год: при строительстве – 96 МРП (280 тыс. тенге), при реконструкции – 47 МРП (137 тыс. тенге). Выплаты привязаны к МРП и с каждым годом индексируются. 
Кроме того, у инвестора остаётся право получения родительской платы за предоставление улучшенных условий пребывания ребёнка в школе. По истечении срока выплат от государства объект остаеётся в собственности у застройщика. Единственным условием станет регистрация обременения на изменение целевого назначения объекта сроком на 20 лет. 

Государственная образовательная накопительная система «AQYL»
В Казахстане с 2013 года действует Государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Это возможность для любого гражданина нашей республики открыть на своё имя либо на имя ребёнка образовательный накопительный вклад. Депозит имеет строгое целевое назначение: накопленные средства должны быть использованы на оплату обучения, причём как в РК, так и за рубежом. 
Главное преимущество ГОНС в том, что помимо банковского вознаграждения до 9% на вклады начисляется государственная премия. Размер премии государства – 5% годовых, для социально уязвимого слоя населения – 7%. Вкладчик открывает на имя ребёнка или на себя образовательный вклад в банке-участнике, самостоятельно определяет возможный срок накопления, предполагаемую сумму накоплений и периодичность взносов. Это значит, что вкладчик может пополнять свой депозит в любое удобное ему время и в любой доступной ему сумме. Круг вносителей на образовательный депозит не ограничен, т.е. в любом городе, в любом отделении банка, где открыт депозит, любое третье лицо может его пополнять. 
После поступления в вуз или колледж на платной основе вкладчик предоставляет договор с вузом в банк, где открыт депозит, банк перечисляет оплату за обучение со счёта вкладчика напрямую в организацию образования. Если после оплаты всего срока обучения на депозите остаются средства, вкладчик имеет право распоряжаться ими как угодно (аналогично как в случае поступления на грант). 
В случае поступления ребёнка на грант вкладчик вправе:
1) продолжить накопление средств; 
2) перевести средства на образовательный вклад третьего лица, являющегося гражданином Республики Казахстан; 
3) использовать для оплаты других уровней образования (магистратура); 
4) получить все средства вместе с вознаграждением банка и премией государства.
Данный вклад застрахован Казахстанским фондом гарантирования депозитов (с ограничением до 10 000 000 тг.) и защищён законодательством от наложения любых арестов и ограничений со стороны госорганов.

Гарантирование образовательных кредитов (ГОК)
В целях расширения доступности обучения в колледжах и вузах Казахстана абитуриенты и студенты могут получить беззалоговые студенческие кредиты с отсрочкой по оплате суммы основного долга. Общий срок кредита составляет до 10 лет. В качестве залогового обеспечения по кредитам выступает гарантия финансового центра при министерстве образования и науки Республики Казахстан.
Преимущества ГОК:
* льготный период (отсрочка): погашение суммы основного долга производится с истечением срока обучения и 6 месяцев после окончания учебы;
* высокий срок кредитования: до 10 лет, с возможностью досрочного погашения без внимания штрафных санкций; 
* доступность кредита по всему Казахстану;
* отсутствие ограничений по сумме кредита (но не более стоимости обучения);
* отсутствие ограничений по выбору учебного заведения;

Социальные студенческие кредиты
Одной из тем выступления Первого Президента на торжественной церемонии открытия Года молодёжи было повышение размера стипендии студентам высших учебных заведений, занимающихся волонтёрской деятельностью. Разработанный механизм станет видом поощрения для студентов, осуществляющих социально направленную, общественно полезную деятельность в детских домах, специальных школах, Центрах обслуживания молодёжи, Дворцах школьников, домах престарелых, поликлиниках, организациях высшего и (или) послевузовского образования, школах и колледжах.
Поощрения предоставляются в виде социальных студенческих кредитов:
1) за 20 часов деятельности студентам предоставляется кредит в виде ваучера, позволяющего произвести зачёт двух академических кредитов (часов), определённых организацией образования, и получить единовременную денежную выплату в размере 20 000 тенге; 
2) за 50 часов деятельности студентам предоставляется кредит в виде ваучера, позволяющего произвести зачёт пяти академических кредитов (часов), определённых организацией образования, и получить единовременную денежную выплату в размере 50 000 тенге. 
Кредиты предоставляются по следующим видам:
1) инклюзивное образование;
2) репетиторство (языки, компьютерная грамотность);
3) работа с несовершеннолетними детьми девиантного поведения;
4) организация дворовых и спортивных клубов;
5) социальная работа с детьми, престарелыми и инвалидами;
6) работа в сфере защиты окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов историко-культурного наследия;
7) участие в работе государственных и частных организаций здравоохранения, и других организаций социальной направленности, предоставляющих услуги пациентам, престарелым людям и инвалидам;
8) участие в работе местных молодёжных ресурсных центров при проведении республиканских и городских мероприятий с волонтёрами;
9) помощь в работе лицам, осуществляющим туристскую деятельность при организации экскурсионной деятельности (посещений музеев, библиотек и других достопримечательностей города) с целью развития туризма;
10) помощь в организации международных мероприятий (форумы, универсиады, фестивали, спартакиады);
11) работа в приюте для животных.
 
 

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".