Развитие сферы образования области в условиях дистанционного обучения: опыт, перспективы и задачи

Выпуск - №33-34 (429-430)   :   29.08.2020
145

В условиях новой глобальной реальности особую значимость приобретает гибкость и адаптивность образовательной системы. И эта задача одна из первоочередных, поставленных Главой государства Касымом-Жомартом Токаевым. 

Условия школьного обучения

На сегодняшний день в регионе функционирует 490 школ с контингентом 109,1 тыс. школьников и 13 тыс. педагогов. С учётом санитарно-эпидемиологической ситуации в стране образовательный процесс в новом учебном году организуется по нескольким направлениям.
Определён перечень из 268 сельских малокомплектных школ с общим контингентом 15 тыс. учащихся для обучения в штатном режиме с усилением мер санитарно-эпидемиологической безопасности. 
В остальных 222 школах с общим контингентом 94 тыс. учащихся учебный процесс будет организован дистанционно с функционированием дежурных классов в параллелях начальных классов. Для обучения в таком формате открывается около 2,5 тыс. групп с охватом 28,3 тыс. школьников, или 57% от общего числа учащихся младших классов. 65,7 тыс., или 60% школьников планируют обучаться в дистанционном формате с использованием интернет-платформ и телевидения.
Для реализации соответствующих санитарных мер в школах, работающих в штатном режиме, из областного бюджета направлено 30,5 млн тенге. Закуплено 6 тыс. компьютеров на 1,4 млрд тенге, что позволило обновить компьютерный парк организаций образования области на 50% и закрыть потребность в компьютерной технике педагогов и школьников на период дистанционного обучения. С этой целью проведена работа по передаче более 11 тыс школьных компьютеров на возвратной основе и в первую очередь детям из социально-уязвимых категорий семей.
Кроме этого, для развития школьных цифровых ресурсов из правительственного резерва выделено 2,4 млрд. тенге на приобретение до 15 сентября более 15 тыс. единиц компьютерной техники, что позволит снизить показатель количества обучающихся в расчете на 1 компьютер по области до 4.
Для обеспечения доступа к интернету за счёт различных источников финансирования приобретаются модемы и Wi-Fi роутеры. Также завершена работа по подключению всех 490 школ области к высокоскоростному интернету, на эти цели в 2020 году выделено 163,5 млн. тенге.

Кадры решают всё

Достижение устойчивого развития и качества непрерывного образования в реалиях сегодняшнего дня невозможно без профессиональной команды педагогов. В этой связи более 13 тысяч учителей области прошли обучение на онлайн-курсе «Учусь учить дистанционно» и готовы реализовывать полученный опыт на практике. Нашими педагогами проведена кропотливая и трудоемкая предварительная работа по созданию свыше 3 тысяч видеоуроков и видеозанятий. К слову, министерством образования и науки уроки педагогов нашей области рекомендованы для использования одними из первых, благодаря их высокому качеству. Не случайно, Жахонгир Гаппаров, учитель IT-лицея «Озат», по заказу МОН РК разрабатывает полный курс уроков физики на первую четверть нового учебного года для трансляции на республиканских ТВ-каналах. Также достойный пример высокого профессионализма наших педагогов – серебряная победа методического кабинета г. Рудного в республиканском конкурсе дистанционных образовательных проектов. 
Повышению престижа педагогической профессии способствуют и меры материального поощрения. По поручению Президента РК с января текущего года педагогам выплачивается заработная плата с учетом повышения на 25%. Для ежегодного повышения заработной платы выделены республиканские трансферты на общую сумму 84,5 млрд. тенге на три года. К примеру, для доплаты педагогам за степень магистра до 2022 года предусмотрено 353 млн тенге, на сегодня эту надбавку получает 271 педагог. С 1 сентября т.г. в два раза увеличивается доплата за классное руководство (составит 10618 тенге) и проверку тетрадей (составит 7079 тенге), в течение трёх лет на эти цели будет направлено 1,9 млрд тенге. 
На стадии утверждения местные знаки отличия: это нагрудные знаки «Қостанай облысы білім беру ісінің кұрметті қызметкері» и «Қостанай облысы білім беру ісінің еңбек ардагері». Первые педагоги получат их ко Дню учителя.
Завершается работа по утверждению Правил социальной поддержки педагогов Костанайской области, предусматривающих ежегодное возмещение коммунальных затрат и расходов по приобретению топлива педагогам, работающим в сельской местности (15 МРП, 41670 тенге). 

Дошкольное образование

Касательно дошкольного образования отмечу: в области охват детей от 3 до 6 лет составляет 99,8%, от года до 6 лет – 79,9%. В настоящий момент ещё 14,5 тыс детей нуждаются в охвате дошколой.
Для решения проблемы дефицита мест разработан областной план до 2025 года, предусматривающий открытие более 50 дошкольных организаций разных форм собственности, что позволит привести охват детей 3-6 лет дошкольным образованием до 100%, а от года до 6 лет – до среднереспубликанского значения. В текущем году запланировано к открытию 12 дошкольных организаций и введение 1340 мест. На сегодня открыто три детских сада общей мощностью 200 мест в районе Б.Майлина, в Костанае и Рудном. В областном центре и Сарыкольском районе за счёт расширения действующих детских садов введено порядка 470 мест. 

Сельские школы

Существенной проблемой области остается значительное число малокомплектных сельских школ: на сегодня их 330, или 67%. Весомую роль в развитии материально-технической базы таких школ сыграет передача с 1 января 2021 года функций менеджмента и финансирования с районного на областной уровень, а также переход к 2025 году на подушевое финансирование всех школ области. Уже с 1 сентября текущего года на подушевое финансирование переходят 77 полнокомплектных городских школ. 
На начало 2019-2020 учебного года в области не соответствовало госнормативу 105 школ, в летний период текущего года реорганизовано 20, закрыто 8 школ и приведено в соответствие за счёт прироста детского населения 22 школы. На сегодняшний день не соответствует госнормативу 55 школ, из них в ближайшие два года с учётом перспективы развития планируется закрытие 1 школы, реорганизация 19, приведение в соответствие за счет увеличения контингента – 35 школ.
Для безопасного подвоза детей обновлён и пополнен парк школьного автотранспорта. В текущем году в соответствии с планом за счет областного бюджета приобретено девять автобусов на общую сумму 170,4 млн. тенге. В ближайшие два года планируется приобретение 21 автобуса на общую сумму 398 млн тенге. 
Для сокращения ещё существующего разрыва между городом и селом действует 20 ресурсных центров, оказывающих поддержку 73 магнитным школам, в том числе по дистанционным образовательным технологиям. 

Показатели качества

В национальном тестировании в июне приняли участие 2844 выпускника (64,4%), что выше прошлого года на 6,3%. Всего по итогам тестирования средний балл по области составил 72,1 единицы, что выше республиканского показателя на 6,5 баллов. По итогам тестирования 42% выпускников стали обладателями образовательных грантов. Практически половина из них  оставили свой выбор за вузами области. 
Сегодня в каждой второй школе области обучение осуществляется на казахском языке. Охват школьников составляет 30,9 тысяч человек, а это каждый третий наш ученик. Открытие до конца текущего года новой школы со смешанным языком обучения в микрорайоне «Юбилейный» г. Костаная и двух школ с государственным языком обучения в Аулиекольском и Карасуском районах позволит создать дополнительные условия для обучения детей на государственном языке. 

Приоритетные направления

Немаловажная роль в подготовке востребованных специалистов отведена модернизации колледжей в условиях реализации республиканского проекта «Жас маман», а также региональных проектов. К примеру, в текущем году из областного бюджета направлено 475 млн тенге для развития материально-технической базы Костанайского колледжа автомобильного транспорта. 
В текущем году при содействии Фонда Первого Президента РК «Қамқорлық» планируется открытие кабинетов поддержки инклюзии в Карасуском районе и городе Рудном. Также к 1 октября будет открыт областной кабинет психолого-педагогической коррекции в г. Рудном, на что из бюджета области уже предусмотрено 21,3 млн тенге.
Для решения социально значимых задач в сфере защиты прав детей, приобщения подростков к общепринятым ценностям и нормам используются различные механизмы, в том числе социального партнёрства. Управлением образования во взаимодействии с НПО начата реализация семи долгосрочных соцпроектов, представленных работой Центров по направлениям, на общую сумму 75,6 млн тенге, нацеленных на раннюю профилизацию школьников, развитие лидерских инициатив и принципов добропорядочности, профилактику социального сиротства и т.д. К примеру, в результате работы Центра поддержки семьи и ребёнка предполагается устройство в семьи всех воспитанников единственного в области детского дома, что позволит Рудненский детский дом реорганизовать в Центр содействия семейному воспитанию.
При содержательном наполнении воспитательного компонента образовательной среды необходимо учитывать значимые юбилейные даты этого и будущего года: 175-летие со дня рождения Абая, 1150-летие со дня рождения аль-Фараби, 180-летие со дня рождения Ибрая Алтынсарина, 30-летие независимости Республики Казахстан – главного события страны. Важно донести до каждого ребёнка, что сила нашего народа в вечных ценностях: заботе о ближнем, единстве, духовности, бережном отношении к природе – главных составляющих программных инициатив Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Рухани жангыру», «Семь граней Великой Степи».

Ермек АЙТМАГАМБЕТОВ,
и.о. руководителя управления образования акимата Костанайской области

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.