Результаты PISA подтверждают правильность обновлённого содержания образования

Выпуск - №47 (595)   :   13.12.2023
521

Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ануар Жангозин поделился результатами PISA.


- На прошлой неделе были озвучены результаты очередного исследования PISA 2022 года. Напомню, что данное исследование проводится экспертами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и заключается в оценке уровня функциональной грамотности по математике, чтению и естественным наукам у 15-летних учеников. В исследовании 2022 года принимала участие 81 страна. 

Средние результаты стран ОЭСР показали снижение результатов на 16 баллов по математике, на 11 баллов по чтению и на 2 балла по естественным наукам. При этом школьники Казахстана, напротив, значительно улучшили показатели по естественным наукам (+26 баллов), показали положительную динамику по математике (+1 балл) и немного снизили результаты по чтению (-2 балла). С учётом значительного снижения результатов в странах ОЭСР, достижения учеников нашей страны вселяют оптимизм и уверенность в успешном развитии отечественной системы среднего образования. От всей души поздравляю всё образовательное сообщество Казахстана с этим значительным достижением! 

При этом хочу представить своё мнение о результатах PISA через призму работы Назарбаев Интеллектуальных школ и трансляции нашего опыта на всю систему среднего образования страны. Безусловно, положительные результаты PISA подтверждают правильность внедрения обновлённого содержания образования. Данная работа была начата ещё в 2016 году министерством образования совместно с Назарбаев Интеллектуальными школами и включала не только обновление программ, но и комплексную подготовку педагогов, а также внедрение критериальной системы оценивания. PISA-2022 впервые сдавали ученики, обучившиеся по обновлённым программам, так что можно с уверенностью говорить о положительном эффекте данной инициативы.

Система среднего образования страны действительно хорошо справилась с вызовами пандемии. Педагогическое сообщество, государственные органы как на центральном, так и на региональном уровне смогли оперативно мобилизовать ресурсы, чтобы минимизировать негативные последствия локдауна. Важно отметить, что благодаря совместным усилиям у всех учеников появился доступ к онлайн-школе, которая содержала все уроки по всем предметам с 1 по 11 класс на двух языках. При этом большая часть уроков за кратчайшие сроки была подготовлена методологами и учителями НИШ, с их последующей трансляцией через интернет и телевидение.

Отдельное внимание хочу уделить результатам учеников НИШ. Все наши школы сдают PISA отдельно, что предоставляет нам возможность проведения регулярного внешнего мониторинга качества образования. Особенно порадовали достижения наших учеников по математике, которые показали средний результат на уровне 562 баллов, что находится между лидирующим Сингапуром и занявшей второе место Японией. Отдельные школы продемонстрировали результаты даже выше Сингапура. Средний результат по естественным наукам на уровне 536 баллов, что сопоставимо с результатами Японии и Кореи, которые заняли 2 и 3 места соответственно. Вместе с тем, в свете глобального снижения показателей, наблюдается снижение результатов по чтению, где наши учащиеся набрали в среднем 490 баллов, что не позволило нам войти в ТОП-10 результатов по этому направлению. Влияние пандемии и гаджетов даёт о себе знать, поэтому предстоит системная работа для повышения читательской грамотности у наших учеников.

В целом, предстоит большая и системная работа по более глубокому анализу результатов PISA, выявления сильных и слабых сторон нашей системы образования. Вместе с тем, думаю, что у всего педагогического сообщества страны появилась уверенность в том, что мы можем показывать значительный прогресс через системную и планомерную работу. Поэтому, если продолжать двигаться дальше, не теряя фокуса, можно достичь ещё больших успехов. При этом система НИШ и дальше готова делиться своим опытом для успешного развития системы образования нашей страны.

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.