Роль ИИ в развитии функциональной грамотности

Выпуск - №4(652)   :   30.01.2025
389

Развитие функциональной грамотности у обучающихся – одна из главных задач современного образования. Эти навыки необходимы для того, чтобы ученики могли применять свои знания в повседневной жизни, решать практические задачи и эффективно взаимодействовать с информацией.
Важно отметить, что в 2025 году состоится очередное международное исследование PISA, где особое внимание будет уделено именно функциональной грамотности школьников. PISA – это одно из самых значимых международных исследований, которое оценивает уровень функциональной грамотности обучающихся 15 лет. Результаты этого исследования показывают, насколько школьники готовы использовать полученные знания для решения задач в реальной жизни. Подготовка к PISA-2025 особенно актуальна для школ, которые хотят улучшить свои результаты, и искусственный интеллект может стать важным инструментом в этом процессе. Современные технологии в области ИИ могут сыграть ключевую роль в развитии функциональной грамотности обучающихся – читательской, математической и естественно-научной.
В развитии читательской грамотности ИИ помогает улучшать навыки анализа текстов и критического мышления. Например, он может подбирать тексты для чтения, создавать вопросы на понимание и предлагать задания по улучшению структуры и содержания текста. Такие инструменты способствуют подготовке школьников к заданиям, аналогичным тем, что встречаются на PISA.
В развитии математической грамотности ИИ может составлять задачи, которые учат школьников решать практические ситуации с применением математики. Например, он генерирует задачи на проценты, дроби, которые учащиеся могут встретить в реальной жизни, такие навыки крайне важны для успешного выполнения тестов заданий PISA.
В развитии естественно-научной грамотности ИИ может создавать задачи, которые помогают ученикам применять научные знания для решения реальных проблем. Например, он может генерировать задания на анализ данных о загрязнении окружающей среды, изучение изменений климата или объяснение природных явлений, таких как круговорот воды в природе. Такие задачи развивают умение анализировать, интерпретировать научные данные и применять теоретические знания для решения практических задач, что важно для успешного выполнения заданий PISA.
Учителя могут применять ИИ в повседневной практике для улучшения учебного процесса и подготовки учеников к исследованию PISA 2025 года. Вот несколько примеров, как это можно сделать.
* Создание адаптированных заданий. Учителя могут использовать ИИ для составления текстов, задач и упражнений, которые соответствуют уровню каждого ученика. Например, попросить ChatGPT сгенерировать задачи по математике или предложить тексты с вопросами на проверку читательской грамотности.
* Коррекция ученических работ. ИИ помогает проверять эссе и сочинения, выделяя ошибки и давая рекомендации по улучшению текстов. Это ускоряет обратную связь и позволяет ученикам быстрее совершенствовать свои навыки.
* Тренировка решения практических задач. ИИ может предлагать упражнения, направленные на решение реальных жизненных ситуаций — это один из ключевых компонентов PISA.
В институте профессионального развития «Өрлеу» по Костанайской области применению искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагогов уделяется большое внимание, в содержание курсов и проводимых семинаров включены темы, на которых рассматриваются передовые технологии ИИ и способы их применения в учебном процессе, в том числе и для развития функциональной грамотности обучающихся.
Развитие функциональной грамотности важно не только для успешного прохождения международных исследований, таких как PISA, но и для того, чтобы подготовить школьников к реальной жизни. Искусственный интеллект открывает перед учителями новые возможности для повышения качества обучения и индивидуализации образовательного процесса. Используя ИИ, можно создать благоприятные условия для успешного развития навыков, которые пригодятся ученикам не только в школе, но и за её пределами.

Роман ХУДЯКОВ,
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области»

Реклама

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
2