Развитие функциональной грамотности у обучающихся – одна из главных задач современного образования. Эти навыки необходимы для того, чтобы ученики могли применять свои знания в повседневной жизни, решать практические задачи и эффективно взаимодействовать с информацией.
Важно отметить, что в 2025 году состоится очередное международное исследование PISA, где особое внимание будет уделено именно функциональной грамотности школьников. PISA – это одно из самых значимых международных исследований, которое оценивает уровень функциональной грамотности обучающихся 15 лет. Результаты этого исследования показывают, насколько школьники готовы использовать полученные знания для решения задач в реальной жизни. Подготовка к PISA-2025 особенно актуальна для школ, которые хотят улучшить свои результаты, и искусственный интеллект может стать важным инструментом в этом процессе. Современные технологии в области ИИ могут сыграть ключевую роль в развитии функциональной грамотности обучающихся – читательской, математической и естественно-научной.
В развитии читательской грамотности ИИ помогает улучшать навыки анализа текстов и критического мышления. Например, он может подбирать тексты для чтения, создавать вопросы на понимание и предлагать задания по улучшению структуры и содержания текста. Такие инструменты способствуют подготовке школьников к заданиям, аналогичным тем, что встречаются на PISA.
В развитии математической грамотности ИИ может составлять задачи, которые учат школьников решать практические ситуации с применением математики. Например, он генерирует задачи на проценты, дроби, которые учащиеся могут встретить в реальной жизни, такие навыки крайне важны для успешного выполнения тестов заданий PISA.
В развитии естественно-научной грамотности ИИ может создавать задачи, которые помогают ученикам применять научные знания для решения реальных проблем. Например, он может генерировать задания на анализ данных о загрязнении окружающей среды, изучение изменений климата или объяснение природных явлений, таких как круговорот воды в природе. Такие задачи развивают умение анализировать, интерпретировать научные данные и применять теоретические знания для решения практических задач, что важно для успешного выполнения заданий PISA.
Учителя могут применять ИИ в повседневной практике для улучшения учебного процесса и подготовки учеников к исследованию PISA 2025 года. Вот несколько примеров, как это можно сделать.
* Создание адаптированных заданий. Учителя могут использовать ИИ для составления текстов, задач и упражнений, которые соответствуют уровню каждого ученика. Например, попросить ChatGPT сгенерировать задачи по математике или предложить тексты с вопросами на проверку читательской грамотности.
* Коррекция ученических работ. ИИ помогает проверять эссе и сочинения, выделяя ошибки и давая рекомендации по улучшению текстов. Это ускоряет обратную связь и позволяет ученикам быстрее совершенствовать свои навыки.
* Тренировка решения практических задач. ИИ может предлагать упражнения, направленные на решение реальных жизненных ситуаций — это один из ключевых компонентов PISA.
В институте профессионального развития «Өрлеу» по Костанайской области применению искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагогов уделяется большое внимание, в содержание курсов и проводимых семинаров включены темы, на которых рассматриваются передовые технологии ИИ и способы их применения в учебном процессе, в том числе и для развития функциональной грамотности обучающихся.
Развитие функциональной грамотности важно не только для успешного прохождения международных исследований, таких как PISA, но и для того, чтобы подготовить школьников к реальной жизни. Искусственный интеллект открывает перед учителями новые возможности для повышения качества обучения и индивидуализации образовательного процесса. Используя ИИ, можно создать благоприятные условия для успешного развития навыков, которые пригодятся ученикам не только в школе, но и за её пределами.
Роман ХУДЯКОВ,
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.