Русский язык казахстанцев лучше, чем у россиян

Выпуск - №22(519)   :   01.06.2022
677

В конце мая в Русском доме в Нур-Султане прошли мастер-классы для преподавателей русского языка и литературы. 

В столицу из разных уголков Казахстана приехали учителя русского языка и литературы, которые стали победителями первого этапа международного конкурса «Русский язык в Казахстане – новые горизонты». Организатор проекта – автономная неправительственная организация «Русская гуманитарная миссия»  – выступает за популяризацию русского языка на территории стран СНГ. Для участия в конкурсе учителя писали и отправляли эссе на тему «Мой путь в профессию». Всего организаторы получили 161 заявку, в итоге решением компетентного жюри были выбраны 36 лучших работ педагогов изо всех уголков республики. Победителей пригласили в Нур-Султан на трёхдневный мастер-класс от именитых преподавателей из России, Казахстана и даже Палестины. 

Мероприятие объединило более 30 казахстанских учителей из десятка городов и сёл республики: из Атырау, Актобе, Уральска, Петропавловска, Караганды, Павлодара, Балхаша, Семея, Усть-Каменогорска, Кызылорды, Туркестана, Шымкента, Тараза, Алматы, Акмолинской области. Мне выпало представлять Костанайскую область. Рабочей площадкой стал Русский дом в Нур-Султане. 

Мастер-классы  в столице неожиданно начались с приятных экспромтов: в знак радушия и гостеприимства учитель из села Акбай Туркестанской области Гульнара Базарбаева преподнесла организаторам традиционную казахскую лепешку, которую тут же разделили на всех. Преподаватель из Актюбинской области Таисия Есентюк привезла русский каравай и провела презентацию своей школы. Стихотворение о родном Уральске прочитала Анаргуль Айтбаева, а её коллега Канслу Курметова преподнесла сувениры из города, где бывали Жуковский и Толстой, Шаляпин и Короленко. Хорошее, позитивное, доброе начало создало соответствующее настроение. Педагогов тепло и сердечно приветствовали директор Русского дома в Нур-Султане Алексей Коропченко, генеральный секретарь Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Наталья Брунова и заместитель генерального директора Русской гуманитарной миссии Татьяна Орлова.

Открыла мастер-класс лекция директора секретариата МАПРЯЛ Александра Коротышева на актуальную тему «Русскоязычное пространство в современном мире: тенденции, технологии, точки роста». После небольшого перерыва внимание слушателей захватила профессор, преподаватель МГТУ им. Н.Баумана и Университета Аль-Истикляль (Вифлеем, Палестина) Наталья Калуженская. Она провела практическое занятие на тему «Профессиональная речь учителя РКИ (русский язык как иностранный)», рассказала и, что важно, продемонстрировала преподавателям, как при помощи интонации активизировать мыслительную деятельность и достичь необходимого эмоционального настроя учащихся. В Русском доме столицы собрались лучшие учителя русского языка и литературы, считает директор заведения Алексей Коропченко: 

- Многие преподаватели российских вузов отмечают великолепную грамотность, то есть многие казахстанские студенты русским языком, и устным, и письменным, владеют лучше, чем россияне. Потому что у вас сохранилась ещё традиционная советская школа. Но эти люди уходят. И английский язык идёт. Потихоньку теряется вот это качество, которое Казахстану было присуще, – знание русского языка. Важно не потерять эту связь. 


Многие педагоги в столице впервые и признаются, что находятся под большим впечатлением как от города, так и от организации конкурса. Несколько слов об этом: всех преподавателей доставили в столицу разными путями, кого-то в купейном вагоне поезда, кого-то самолётом, кого-то на такси, но все приехали в очень комфортных условиях и в срок. В столице прибывших педагогов ожидало такси хорошего класса, которое доставило их в современную комфортабельную гостиницу «Ibis Нур-Султан». Все победители первого этапа проживали в великолепных условиях, были обеспечены полноценным питанием, к услугам педагогов был автобус от отеля до места проведения мастер-классов. Забегая вперёд, отмечу, что и отъезд из столицы тоже был отлично организован. 

Участница конкурса , учитель русского языка и литературы из Западного Казахстана Анаргуль Айтбаева в профессии  30 лет и уже успела стать лауреатом других международных конкурсов по русскому языку. Узнав о проекте «Русский язык – новые горизонты», педагог поспешила подать заявку. 

- Эссе было большое, философское, где я осветила весь свой путь становления как учителя. Он у меня начался ещё в школьные годы, – поделилась Анаргуль Жакеновна. – Здесь читают лекции преподаватели международного уровня. Здесь мы узнаем очень много методик, которые, конечно же, пригодятся в нашей работе. С удовольствием буду их применять.

Профессиональный мастер-класс все учителя оценили положительно, отметив, что многому научились. Каждый из трёх дней пребывания в столице стал по-своему незабываемым: эмоции, впечатления, профессиональное общение и обмен опытом. Лекции и практические занятия провели высококлассные педагоги из России и Казахстана. Слушатели и спикеры нашли общий язык уже в первые минуты знакомства: занятия прошли в атмосфере сотворчества и взаимопонимания, участники живо откликались на выступления лекторов, задавали вопросы и активно участвовали в практической части курса.

Казахстан свободно и без проблем общается на русском: язык официально здесь имеет особый статус, закреплённый в Конституции. Грамотная, яркая, богатая русская речь слышна в Нур-Султане повсеместно. При этом Ольга Скальчук, руководитель культурных и просветительских программ Русского дома в Нур-Султане, поясняет: 

- Курсы повышения квалификации для учителей здесь востребованы чрезвычайно, особенно очные, поскольку от онлайн все уже устали. Итоги первого тура конкурса Русской гуманитарной миссии – лучшее тому подтверждение: мы увидели по-настоящему талантливых, влюблённых в свою профессию учителей. Они приехали из разных городов и сёл. Благодаря мастер-классам многие педагоги впервые побывали в Нур-Султане и открыли для себя красоту столицы Казахстана. Хочется, чтобы мероприятий, подобных конкурсу «Русский язык в Казахстане – новые горизонты», стало больше, чтобы они проходили регулярно, чтобы у казахстанских педагогов была возможность пообщаться с коллегами из других стран.

На закрытии мероприятия заместитель генерального директора Русской гуманитарной миссии Татьяна Орлова и руководитель представительства Россотрудничества в Нур-Султане Алексей Коропченко вручили всем участникам дипломы победителей первого этапа международного конкурса и сертификаты о прохождении международного мастер-класса. Конкурс «Русский язык в Казахстане — новые горизонты» продолжается. До 15 июня продлится приём фрагментов видеозаписей уроков от победителей первого этапа. По итогам решающего второго тура оргкомитет конкурса определит 10 финалистов, главным призом для которых станет экскурсионная поездка в Москву в июле-августе 2022 года. Оценит работы конкурсантов компетентное жюри, в состав которого войдут высококвалифицированные российские педагоги и филологи. Завершение проекта запланировано на 31 августа 2022 года.

В разные годы международный конкурс «Русский язык – новые горизонты» с успехом проходил в Таджикистане (2016-2017 гг.), Узбекистане (2018-2019 гг.) и Кыргызстане (2019-2021 гг.). В общей сложности участие в нём приняли более 700 зарубежных учителей, преподающих на русском языке.

Проект «Русский язык в Казахстане – новые горизонты» организован АНО «Русская гуманитарная миссия» при поддержке Россотрудничества, посольства Российской Федерации в Республике Казахстан, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы и реализуется в рамках гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
                                                                   

Асхат АЛТЫБАЕВ, 
учитель ОШ №14, г. Рудный

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".