Школам нужны кабинеты, компьютеры и интернет

Выпуск - №№34(481)   :   03.09.2021
300

На брифинге в региональной службе коммуникаций руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области Орал КАППАСОВ выступил с докладом о состоянии готовности организаций образования области к новому учебному году.


- В текущем году в 15 организациях общего среднего образования области осуществляется капитальный ремонт. По состоянию на 15 августа ремонтные работы не завершены. В девяти объектах окончательное завершение работ до 1 сентября, по остальным объектам – до 15 декабря текущего года. Текущий ремонт завершен в 50 организациях образования или 81% из 62 запланированных. Ход ремонтных работ, определение дальнейшего места обучения учащихся на период ремонтных работ находятся на еженедельном контроле департамента. 

Осуществлён закуп учебников для учащихся 1 классов, учебников по цифровой грамотности для 3 классов, информатики для 7, 8 классов, дозакуп недостающих учебников для 2-11 классов. Заключены договоры о поставке учебников в регионы, отгрузка от издательств составила 100%. 

Питание организовано в 436 школах (91%), из которых в 76% школ имеется положительное заключение о соответствии питания санитарным правилам и нормам. Руководителям отделов и организаций образования необходимо принять меры по организации питания во всех школах области. 

Для учащихся 83% школ организовано медицинское обслуживание. В 84 школах (18%), а это малокомплектные начальные и основные школы с контингентом обучающихся до 50 человек, медицинское обслуживание осуществляется фельдшерско-акушерскими пунктами сёл. 

Остается открытым вопрос по соответствию системы видеонаблюдения утверждённым стандартам. Системами видеонаблюдения оснащены все школы области, однако данные системы не соответствуют стандартам и требованиям совместного приказа МВД РК и МОН РК. Так, большая часть систем видеонаблюдения, за исключением 57 школ городов Костаная, Рудного, не обеспечивает работу в автоматизированном режиме и не предусматривает возможность подключения к информационным подсистемам Центров оперативного управления, либо передачу видеоизображения в дежурные части территориальных органов полиции. В части школ не функционируют отдельные составляющие видеонаблюдения. Вместе с тем по подключению школ к центрам оперативного управления ДОКСО получен положительный ответ от департамента полиции Костанайской области о возможности подключения школ к ЦОУ. 

Для школ Аулиекольского, Сарыкольского районов местными исполнительными органами выделено финансирование (более 4 млн тенге) для устранения нарушений по срокам хранения информации, дополнительного оснащения камер видеонаблюдения. Начата работа по установке турникетов, в 113 школах области (23%) действует пропускная система. 

В создании необходимых условий немаловажная роль отводится водоснабжению. Каждая пятая организация образования использует привозную воду, водоснабжение осуществляется за счёт хозяйствующих субъектов (ТОО, КХ), при этом лишь для 16 школ области (17%) составлены договоры на подвоз воды. 77% школ области используются септики, из них лишь 70% обеспечены услугой по очистке сточных вод. Очистку септиков в остальных 125 школах (30%) также осуществляют хозяйствующие субъекты. 

89% школ обеспечены условиями для детей с особыми образовательными потребностями, в половине из них предусмотрено наличие специальных санитарных узлов с дополнительными поручнями. 

В организациях образования всех регионов области сохраняется потребность в учебных кабинетах, лабораторном оборудовании, компьютерном оборудовании, подключении к интернету. Нехватка компьютерных классов отмечена в 66 малокомплектных начальных школах, размещённых в приспособленных зданиях с малыми площадями. Выявлено отсутствие учебных кабинетов в соответствии с государственным общеобязательным стандартом в одной трети школ области. Наибольшая потребность в кабинетах информатики, физики, химии, биологии. В то же время при имеющейся потребности в учебных площадях в школах размещены акиматы населённых пунктов, фельдшерско-акушерские пункты, сельские библиотеки, отделы образования и другие организации.

В соответствии с новыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательной деятельности, в школах области имеется необходимость в индивидуальных шкафах для использования учащимися начального уровня образования, доменном имени третьего уровня в зоне edu.kz. Только одна пятая школ области оборудованы шкафами для индивидуального использования учащимися начальных классов и имеют доменное имя третьего уровня в зоне edu.kz. 

Результаты комплексного мониторинга свидетельствуют о необходимости усиления отделами образований, руководителями организаций образования подготовительных работ по организации готовности всех объектов образования к новому учебному году. 

Отмечу также, что департаментом продолжается работа по реализации Закона РК «О статусе педагога». С целью определения проблемных зон в реализации прав педагогов посредством Тelegram-канала проведено анкетирование педагогической общественности. Наиболее активное участие приняли учителя – 72%; доля заместителей директоров составила 16%, директоров и заведующих дошкольными организациями – по 7%; методисты составили 3% от числа участников анкетирования. 

На вопрос о привлечении педагогов к несвойственным функциям 33% опрошенных ответили, что привлекаются к проведению субботников, 43% указали, что имеются случаи принуждения к подписке на периодические издания, 9% сказали о привлечении к дежурству, к работе избирательных комиссий, переписи населения. В целом 47% респондентов указали на наличие случаев нарушения прав педагогов. Также отмечено, что 68% педагогов, не обращаются в соответствующие органы по нарушениям своих прав, 27% педагогов обратились в устной форме. Всё ещё имеются случаи истребования от педагогов излишней отчётности или информации, на что указали 70% педагогов. 25% опрошенных указали на несвоевременность оплаты труда. Данные результаты свидетельствуют о нарушении норм закона РК «О статусе педагога», что влечёт административную и дисциплинарную ответственность первых руководителей организаций образования. Каждый педагог в случае нарушения своих прав, осознавая гражданскую ответственность по формированию коллективного восприятия обновлённого статуса педагога, должен открыто заявлять о фактах нарушений прав. 
 

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».