На брифинге в региональной службе коммуникаций руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области Орал КАППАСОВ выступил с докладом о состоянии готовности организаций образования области к новому учебному году.
- В текущем году в 15 организациях общего среднего образования области осуществляется капитальный ремонт. По состоянию на 15 августа ремонтные работы не завершены. В девяти объектах окончательное завершение работ до 1 сентября, по остальным объектам – до 15 декабря текущего года. Текущий ремонт завершен в 50 организациях образования или 81% из 62 запланированных. Ход ремонтных работ, определение дальнейшего места обучения учащихся на период ремонтных работ находятся на еженедельном контроле департамента.
Осуществлён закуп учебников для учащихся 1 классов, учебников по цифровой грамотности для 3 классов, информатики для 7, 8 классов, дозакуп недостающих учебников для 2-11 классов. Заключены договоры о поставке учебников в регионы, отгрузка от издательств составила 100%.
Питание организовано в 436 школах (91%), из которых в 76% школ имеется положительное заключение о соответствии питания санитарным правилам и нормам. Руководителям отделов и организаций образования необходимо принять меры по организации питания во всех школах области.
Для учащихся 83% школ организовано медицинское обслуживание. В 84 школах (18%), а это малокомплектные начальные и основные школы с контингентом обучающихся до 50 человек, медицинское обслуживание осуществляется фельдшерско-акушерскими пунктами сёл.
Остается открытым вопрос по соответствию системы видеонаблюдения утверждённым стандартам. Системами видеонаблюдения оснащены все школы области, однако данные системы не соответствуют стандартам и требованиям совместного приказа МВД РК и МОН РК. Так, большая часть систем видеонаблюдения, за исключением 57 школ городов Костаная, Рудного, не обеспечивает работу в автоматизированном режиме и не предусматривает возможность подключения к информационным подсистемам Центров оперативного управления, либо передачу видеоизображения в дежурные части территориальных органов полиции. В части школ не функционируют отдельные составляющие видеонаблюдения. Вместе с тем по подключению школ к центрам оперативного управления ДОКСО получен положительный ответ от департамента полиции Костанайской области о возможности подключения школ к ЦОУ.
Для школ Аулиекольского, Сарыкольского районов местными исполнительными органами выделено финансирование (более 4 млн тенге) для устранения нарушений по срокам хранения информации, дополнительного оснащения камер видеонаблюдения. Начата работа по установке турникетов, в 113 школах области (23%) действует пропускная система.
В создании необходимых условий немаловажная роль отводится водоснабжению. Каждая пятая организация образования использует привозную воду, водоснабжение осуществляется за счёт хозяйствующих субъектов (ТОО, КХ), при этом лишь для 16 школ области (17%) составлены договоры на подвоз воды. 77% школ области используются септики, из них лишь 70% обеспечены услугой по очистке сточных вод. Очистку септиков в остальных 125 школах (30%) также осуществляют хозяйствующие субъекты.
89% школ обеспечены условиями для детей с особыми образовательными потребностями, в половине из них предусмотрено наличие специальных санитарных узлов с дополнительными поручнями.
В организациях образования всех регионов области сохраняется потребность в учебных кабинетах, лабораторном оборудовании, компьютерном оборудовании, подключении к интернету. Нехватка компьютерных классов отмечена в 66 малокомплектных начальных школах, размещённых в приспособленных зданиях с малыми площадями. Выявлено отсутствие учебных кабинетов в соответствии с государственным общеобязательным стандартом в одной трети школ области. Наибольшая потребность в кабинетах информатики, физики, химии, биологии. В то же время при имеющейся потребности в учебных площадях в школах размещены акиматы населённых пунктов, фельдшерско-акушерские пункты, сельские библиотеки, отделы образования и другие организации.
В соответствии с новыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательной деятельности, в школах области имеется необходимость в индивидуальных шкафах для использования учащимися начального уровня образования, доменном имени третьего уровня в зоне edu.kz. Только одна пятая школ области оборудованы шкафами для индивидуального использования учащимися начальных классов и имеют доменное имя третьего уровня в зоне edu.kz.
Результаты комплексного мониторинга свидетельствуют о необходимости усиления отделами образований, руководителями организаций образования подготовительных работ по организации готовности всех объектов образования к новому учебному году.
Отмечу также, что департаментом продолжается работа по реализации Закона РК «О статусе педагога». С целью определения проблемных зон в реализации прав педагогов посредством Тelegram-канала проведено анкетирование педагогической общественности. Наиболее активное участие приняли учителя – 72%; доля заместителей директоров составила 16%, директоров и заведующих дошкольными организациями – по 7%; методисты составили 3% от числа участников анкетирования.
На вопрос о привлечении педагогов к несвойственным функциям 33% опрошенных ответили, что привлекаются к проведению субботников, 43% указали, что имеются случаи принуждения к подписке на периодические издания, 9% сказали о привлечении к дежурству, к работе избирательных комиссий, переписи населения. В целом 47% респондентов указали на наличие случаев нарушения прав педагогов. Также отмечено, что 68% педагогов, не обращаются в соответствующие органы по нарушениям своих прав, 27% педагогов обратились в устной форме. Всё ещё имеются случаи истребования от педагогов излишней отчётности или информации, на что указали 70% педагогов. 25% опрошенных указали на несвоевременность оплаты труда. Данные результаты свидетельствуют о нарушении норм закона РК «О статусе педагога», что влечёт административную и дисциплинарную ответственность первых руководителей организаций образования. Каждый педагог в случае нарушения своих прав, осознавая гражданскую ответственность по формированию коллективного восприятия обновлённого статуса педагога, должен открыто заявлять о фактах нарушений прав.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.