STEM-лаборатория – это возможность совместить теорию с практикой

Выпуск - №22(469)   :   03.06.2021
1215

В рамках реализации проекта «Цифровой Казахстан» в Физико-математическом лицее г. Костаная состоялось открытие STEM-лаборатории.

Как пояснила на презентации нового кабинета заместитель руководителя управления образования Айман Ибраева, на приобретение STEM-лаборатории в физико-математическом лицее из бюджета было выделено свыше 12 млн тенге. В комплект лаборатории входят интерактивные и технические средства обучения, комплектующая мебель, комплекты инструментов мастерской, станки, наборы робототехники.

- В этом году в пяти школах области появятся  STEM-лаборатории, - рассказала Айман Елемановна. – Такие кабинеты уже открыты в лицее-интернате «Билим-иновация», В ОШ №12 г. Житикары, в Аулиекольской ОШ им. И.Сьянова. И вот теперь в костанайском ФМЛ. Следующим пунктом будет школа-гимназия г. Тобыла. Открытие ещё пяти STEM-лабораторий запланировано на следующий год. Они послужат на благое дело развития способностей детей. Сегодня мы здесь наглядно увидели, какие возможности для работы школьников даёт такой современный кабинет, и убедились, что сегодняшним детям новые технологии действительно необходимы, они в них разбираются лучше, чем мы, взрослые.

Большим подспорьем стало программное обеспечение, входящее в комплект оборудования STEM-лаборатории. Как отметил директор ФМЛ Сергей Богданчиков, это модуль, на котором можно демонстрировать практически все законы физики, химии, биологии и многое другое. 
- У нас бывает так, что научными проектами занимаются дети (ученики 5-6 классов), которые ещё не доросли до изучения тех или иных дисциплин и их законов, постулатов. А это программное обеспечение достаточно иллюстративно, достаточно просто изложено, позволяя с опережением объяснять детям физические, химические  и другие процессы, явления. Благодаря таким возможностям ценность STEM-лаборатории преумножается в несколько раз.


Александр Немцов уверен, что STEM-лаборатория будет очень востребована учениками ФМЛ

- Таким направлением, как инженерный дизайн мы с ребятами занимаемся с 2015 года, робототехникой – третий год, – пояснил учитель информатики ФМЛ Александр Немцов. – Вообще, STEM – это образовательная модель на стыке разных дисциплин, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему. Наука, технологии, инженерия, математика. То есть всё то, чему в нашем лицее уделяется особое внимание. Поэтому, получив этот кабинет, мы расширили свои практические возможности. Например, мы занимались инженерным дизайном в основном в теории, STEM-лаборатория позволяет эту теорию переложить на практику. Для этого здесь есть 3D-принтер, многофункциональные станки по дереву, по металлу. Ребята могут по своим проектам создавать прототипы новационных технических устройств, агрегатов, и наша лаборатория им для этого в помощь.


Сабрина Пролыгина демонстрирует свою разработку

Как могут ученики ФМЛ использовать свои знания и умения, участники встречи убедились воочию. Сабрина Пролыгина представила свою работу в инженерном дизайне по разработке двигателя от чертежей до его готовой модели, а также недостающей части теплогенератора, опираясь только на наличие места под эту деталь. Александр Суворов продемонстрировал возможности сконструированных и запрограммированных им роботов.


Робот послушен Александру Суворову

Сергей Трефилов и Александр Цюпай, объединив инженерный дизайн и робототехнику создали проект роботизированного устройства, способного очищать высоковольтные линии электропередачи от обледенения.


Проект Сергея Трефилова и Александра Цюпая

На эту разработку их натолкнул апрельский ледяной дождь 2020 года, когда костанайцы сутки и более оставались без электричества. Кстати, проект ребят опробован на практике, он эффективно действующий, и его вполне можно запустить в производство. И таких прототипов, созданных учениками ФМЛ, не единицы, некоторые из них уже получили реальное применение в хозяйстве.

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора   

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.