В рамках реализации проекта «Цифровой Казахстан» в Физико-математическом лицее г. Костаная состоялось открытие STEM-лаборатории.
Как пояснила на презентации нового кабинета заместитель руководителя управления образования Айман Ибраева, на приобретение STEM-лаборатории в физико-математическом лицее из бюджета было выделено свыше 12 млн тенге. В комплект лаборатории входят интерактивные и технические средства обучения, комплектующая мебель, комплекты инструментов мастерской, станки, наборы робототехники.
- В этом году в пяти школах области появятся STEM-лаборатории, - рассказала Айман Елемановна. – Такие кабинеты уже открыты в лицее-интернате «Билим-иновация», В ОШ №12 г. Житикары, в Аулиекольской ОШ им. И.Сьянова. И вот теперь в костанайском ФМЛ. Следующим пунктом будет школа-гимназия г. Тобыла. Открытие ещё пяти STEM-лабораторий запланировано на следующий год. Они послужат на благое дело развития способностей детей. Сегодня мы здесь наглядно увидели, какие возможности для работы школьников даёт такой современный кабинет, и убедились, что сегодняшним детям новые технологии действительно необходимы, они в них разбираются лучше, чем мы, взрослые.
Большим подспорьем стало программное обеспечение, входящее в комплект оборудования STEM-лаборатории. Как отметил директор ФМЛ Сергей Богданчиков, это модуль, на котором можно демонстрировать практически все законы физики, химии, биологии и многое другое.
- У нас бывает так, что научными проектами занимаются дети (ученики 5-6 классов), которые ещё не доросли до изучения тех или иных дисциплин и их законов, постулатов. А это программное обеспечение достаточно иллюстративно, достаточно просто изложено, позволяя с опережением объяснять детям физические, химические и другие процессы, явления. Благодаря таким возможностям ценность STEM-лаборатории преумножается в несколько раз.
Александр Немцов уверен, что STEM-лаборатория будет очень востребована учениками ФМЛ
- Таким направлением, как инженерный дизайн мы с ребятами занимаемся с 2015 года, робототехникой – третий год, – пояснил учитель информатики ФМЛ Александр Немцов. – Вообще, STEM – это образовательная модель на стыке разных дисциплин, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему. Наука, технологии, инженерия, математика. То есть всё то, чему в нашем лицее уделяется особое внимание. Поэтому, получив этот кабинет, мы расширили свои практические возможности. Например, мы занимались инженерным дизайном в основном в теории, STEM-лаборатория позволяет эту теорию переложить на практику. Для этого здесь есть 3D-принтер, многофункциональные станки по дереву, по металлу. Ребята могут по своим проектам создавать прототипы новационных технических устройств, агрегатов, и наша лаборатория им для этого в помощь.
Сабрина Пролыгина демонстрирует свою разработку
Как могут ученики ФМЛ использовать свои знания и умения, участники встречи убедились воочию. Сабрина Пролыгина представила свою работу в инженерном дизайне по разработке двигателя от чертежей до его готовой модели, а также недостающей части теплогенератора, опираясь только на наличие места под эту деталь. Александр Суворов продемонстрировал возможности сконструированных и запрограммированных им роботов.
Робот послушен Александру Суворову
Сергей Трефилов и Александр Цюпай, объединив инженерный дизайн и робототехнику создали проект роботизированного устройства, способного очищать высоковольтные линии электропередачи от обледенения.
Проект Сергея Трефилова и Александра Цюпая
На эту разработку их натолкнул апрельский ледяной дождь 2020 года, когда костанайцы сутки и более оставались без электричества. Кстати, проект ребят опробован на практике, он эффективно действующий, и его вполне можно запустить в производство. И таких прототипов, созданных учениками ФМЛ, не единицы, некоторые из них уже получили реальное применение в хозяйстве.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.