Стратегический менеджмент в областной образовательной системе

Выпуск - №32-33 (529-530)   :   24.08.2022
716

Наша общая стратегическая задача – создание комфортного и наукоёмкого образовательного пространства. Всем нам есть, над чем работать, на что направить свои усилия. Каждый детский сад, школа, колледж должны иметь «своё лицо», свою концепцию и модель развития, своих талантливых педагогов.

Достижения
В прошедшем учебном году учащиеся школ области заняли 13 призовых мест на республиканских конкурсах научных проектов, из них 4 первых, 2 вторых и 7 третьих мест. Наибольшее количество медалей получили учащиеся физико-математического лицея (4), гимназии имени А.М. Горького г. Костаная (3) и лицея «Озат» (3). 
На республиканском этапе олимпиады по общеобразовательным предметам завоевано 29 призовых мест: 5 первых, 10 вторых и 14 третьих. В официальный рейтинг «Топ-100» вошли три школы области: лицей «Білім-инновация», ШГ №3 г. Костаная, школа-лицей «Озат». Также лицей «Білім-инновация» завоевал 3 место как лучшая олимпийская школьная команда. 
На международном уровне школьниками завоевано 29 медалей (в 2020-21 учебном году – 11). Безусловным лидером в подготовке победителей международных олимпиад является, опять-таки, лицей «Білім-инновация». Большая заслуга в этом учащихся Жана Даутова и Арсения Самойленко, которые неоднократно становились обладателями престижных наград. Хочу пожелать им дальнейших успехов и выразить искреннюю благодарность педагогам за профессионализм, а родителям за поддержку.
В подготовке призёров международных научных конкурсов лидирует лицей «Озат» (четыре золота на конкурсе исследовательских работ).

Нововведения
В новом учебном году в сфере образования вводится ряд новшеств. Это коснётся более 112 тысяч школьников. Так, учащиеся 1 классов с государственным языком обучения не будут изучать русский и английский языки. Изучение русского языка начнётся со 2, английского – с 3 класса. А первоклассники с русским языком обучения английский будут изучать с 3 класса. 
С целью ранней профориентации детей в 1 классе «Художественный труд» разделён на два предмета – «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство». Также в школах с учениками целенаправленно будет работать педагог-профориентатор. 
С 5 по 9 класс второй год будет вестись курс по развитию жизненно-важных навыков «Глобальные компетенции». Отмечу, что в разработке занятий к данному курсу приняли активное участие 23 педагога нашей области (10 учителей разработчики занятий, 2 координатора, а экспертная группа состоит из 11 учителей нашей области). 
Кроме того, нововведения коснулись и продолжительности учебного года, он начнется 1 сентября и завершится 31 мая. В целом, дети будут учиться 173 дня, а отдыхать 192 дня. В школах обязательна пятидневная рабочая неделя.
В целях обеспечения прозрачности при трудоустройстве, устранения коррупционных рисков внедрена система конкурсного отбора педагогов и ротация директоров. На сегодня уже ротировано 42 руководителя и приняты на работу 50 учителей. 
Министр просвещения на республиканском августовском совещании озвучил, что в процедуру аттестации будут внесены изменения. Аттестация должна проводиться не с целью наказания, а для диагностики имеющихся проблем и оказания поддержки по их устранению.

Дошкольное образование и воспитание
Министерством просвещения внедряется новая модель развития ребёнка, согласно которой воспитание и обучение детей будет проходить через игру. И сегодня опыт, наработанный нашими инновационными площадками по геймификации, дизайн-мышлению, ранней профориентации детей, должен активно распространяться по всей области. 
Сегодня и семья, и общество предъявляют к педагогам дошкольного образования особые требования. Их задача – воспитать уверенных в себе, самостоятельных, любознательных, творчески мыслящих детей, проявляя при этом уважительное отношение к личности каждого ребёнка. Поэтому министерством просвещения принимается комплекс мер по повышению статуса педагогов дошкольных организаций: в три раза увеличивается количество курсов повышения квалификации. Отмечу, что эти курсы могут пройти как педагоги государственных, так и частных организаций. Рассматриваются вопросы увеличения заработной платы. Как известно, сегодня зарплата воспитателей ниже, чем у педагогов других уровней образования. Кроме этого, планируется внедрение внешней оценки качества работы дошкольных организаций. С 2024 года начнется поэтапное лицензирование детских садов. В первую очередь будут лицензироваться вновь открываемые сады. На втором этапе – детсады, не прошедшие повторную государственную аттестацию (2022 г. – семь садов). Все остальные действующие сады могут получить лицензию на основе оценки степени рисков (нехватка педагогов, определённых условий пребывания детей). 
Все эти меры позволят повысить качество образовательных услуг и успешно подготовить ребенка к важному этапу – обучению в школе. 

Дополнительное образование
Сегодня важно уделять внимание развитию потенциала детей. Для этого в области успешно реализуется дополнительное образование, им охвачено 82% школьников. Благодаря размещению государственного заказа (400 млн тенге на развитие творческих, 500 млн – спортивных способностей) около 17 тысяч детей заняты в бесплатных кружках и секциях. Как результат – достижения наших детей. 
Вместе с тем, в новом учебном году в организациях образования необходимо активизировать детское шахматное движение, развивать театральное и музыкальное искусство, усилить работу по военно-патриотическому воспитанию. Возможности и ресурсы для этого у нас есть. А самое главное: есть творческие, увлечённые своим делом педагоги и талантливые, нестандартно мыслящие дети.

Семья и школа
Наша общая задача – воспитание достойного поколения. И важную роль в этом играет сотрудничество семьи и школы. Именно на это направлен проект «Үндестік» по новому формату взаимодействия семьи и школы: это педагогические консилиумы, директорские часы, родительские собрания в формате тренингов и друние виды работ.
В качестве положительного примера приведу ряд инициатив. Так, в школе №3 г. Рудного на педагогических консилиумах учителя совместно с родителями определяют индивидуальные возможности каждого ученика, подчёркивая их положительные и сильные стороны. В Тобольской школе №2 района Б.Майлина проводятся тимбилдинги и другие неформальные встречи . Это позволяет педагогам и родителям делиться идеями и опытом по выстраиванию доверительных отношений с детьми, мотивированию их на успех. А в Тогузакской школе Карабалыкского района активисты педагогического отряда реализуют социальный проект «Семейный кемпинг». Такой подход к реализации проекта «Үндестік» должен быть у каждого директора школы и педагога. Это позволит укрепить связи с семьёй и сформировать положительные целевые установки, прежде всего, в детях. 
На это нацелена и работа психологических служб. Впервые в республике именно наша область инициировала проект «Сетевые координаторы», его участники проводят точечную работу с психологами, классными руководителями и социальными педагогами школ. 

Читающая школа
В продолжении темы воспитательной работы, отмечу, что лучшим средством формирования мировоззрения человека во все времена было чтение книг. И потому второй год реализуется проект «Читающая школа – читающая нация». В его рамках приобретены художественные произведения казахстанских, мировых классиков и современников на почти 300 млн тенге, модернизированы 82 библиотеки на 140 млн тенге, открываются коворкинг-центры. В Амангельдинской школе Амангельдинского района, Житикаринской школе №12, Павловской школе Карасуского района, в школе №27 г. Костаная благодаря работе библиотекарей у детей повышается интерес к чтению.
Здесь особо важен личный пример педагога, родителя, и особенно – директора, который должен возглавить эту работу и обеспечить ее результативность. С нового учебного года данный проект будет запущен и в колледжах. 

Особое внимание
Один из главных приоритетов политики государства – это решение социальных вопросов, в том числе поддержка детей с особыми образовательными потребностями. 
В области создаётся доступная среда для разных категорий детей. К имеющимся четырём кабинетам поддержки инклюзии в Год детей добавится еще 10 кабинетов (в Амангельдинском, Житикаринском, Костанайском, Мендыкаринском, Б.Майлина, Сарыкольском райнах, г. Рудном и Костанае (3). Кроме этого, с 1 сентября начнётся размещение госзаказа на психолого-педагогическую коррекцию особых детей.
Важным остаётся вопрос реализации права ребёнка жить и воспитываться в семье – в атмосфере счастья, любви и понимания. Этому способствует развитие альтернативных форм семейного устройства, работа шести школ приёмных родителей. Продолжается работа по сокращению сети интернатных организаций. В этом году она сократилась ещё на одну единицу. 
Год детей должен стать переломным в вопросах сокращения социального сиротства. Для этого необходимо наладить систему раннего выявления неблагополучных семей и оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. И здесь важна работа всех заинтересованных органов.

Профессиональное развитие
С нового учебного года курсы повышения квалификации будут практикоориентированными, периодичность их прохождения составит один раз в три года. Ранее учителя проходили курсы раз в пять лет. 
Основным стимулирующим механизмом в повышении компетентности педагогов являются конкурсы. По итогам прошлого учебного года наиболее высокие результаты показали около 50 педагогов. Отмечу некоторых из них: учитель биологии школы-лицея №1 г. Костаная Ирина Кириченко получила золотую медаль на международном конкурсе «Новатор», учитель казахского языка школы №19 г. Рудного Гульжазира Смагулова – 2 место в республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа». Также на уровне республики в конкурсе профессионального мастерства удостоен Гран-при преподаватель Костанайского колледжа автомобильного транспорта Евгений Водясов, 2 место занял мастер производственного обучения Казахстанского агротехнического колледжа Айса Валиев.
Как уже не раз отмечалось, в области сложилась авторская школа по написанию учебников, в рамках которой около 40 педагогов из Костаная и Лисаковска разрабатывают УМК. И в новом учебном году учебники наших педагогов рекомендованы приказом министерства просвещения РК.
Одной из эффективных форм самореализации и самовыражения учителя является обобщение педагогического опыта. На областном уровне клубом «Ұлағат» одобрено 35 лучших практик, учебно-методическим советом – 201 педагогическая инициатива. Наиболее активны педагоги Костаная, Рудного, Лисаковска, Костанайского района. Аутсайдерами в рейтинге по обобщению опыта являются Амангельдинский, Жангельдинский, Камыстинский, Наурзумский, Сарыкольский районы. Здесь важна роль методических кабинетов отделов образования. Необходимо провести мониторинг результативности, прежде всего, педагогов-мастеров и исследователей. 
Продолжая тему, остановлюсь на важности поддержки молодых педагогов. Сегодня за молодыми специалистами закреплены наставники. Для их успешной адаптации в области действует «Школа молодого педагога». Кроме этого, необходимо принять и поддержать начинающих педагогов, научить их любить свою профессию. В этом плане интересен проект «Педагог в непрерывном образовании», в котором участвуют 146 детей, желающих стать учителем. 
Коллеги, каждый из вас ощутил на себе меры материального и нематериального стимулирования. В то же время государство, создавая все условия для творческой деятельности, предъявляет к личности педагога высокие требования. Он должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность. Нарушения профессиональной этики педагогами недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребёнка. В целях профилактики таких ситуаций нами сделан акцент на развитие эмоционального интеллекта педагога и недопущение их профессионального выгорания. 

Зауре БАЙМЕНОВА,
руководитель управления образования 
акимата Костанайской области

 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.