Стратегия повышения профессионализма

Выпуск - №15(612)   :   19.04.2024
555

image

Одной из важнейших компетенций современного педагога является его способность к исследованию собственной практики. Путь исследователя достаточно труден, наполнен множеством вопросов, на которые даже опытному педагогу порой сложно найти ответы.  Одним из таких вопросов является представление результатов исследования.

Каждый педагог, планирующий длительное время оставаться в профессии, заинтересован в повышении своего педагогического мастерства. Есть различные способы достижения этой цели: самообразование, посещение обучающих семинаров, мастер-классов, участие в конкурсах профессионального мастерства и т.п. Однако, в костанайском филиале АО «НЦПК «Өрлеу» – одной из ведущих организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогов области, придерживаются мнения о том, что именно исследование собственной практики является мощной стратегией повышения профессионализма педагога, основой его активного участия в совершенствовании образовательного процесса. И это действительно так. Заинтересованные в повышении педагогического мастерства учителя не только проводят учебные занятия, но и анализируют собственные действия, выявляют причины, оказывающие негативное влияние на эффективность их профессиональной деятельности, ищут пути их устранения. Чем прогрессивнее педагог, тем чаще и с большим желанием он прибегает к практическим исследованиям, позволяющим находить решение насущных проблем преподавания и обучения.
Для приобщения педагогов к культуре практических исследований преподаватели филиала АО «НЦПК «Өрлеу» на занятиях рассказывают об их разновидностях, обсуждают со слушателями возможности применения, преимущества и недостатки, знакомят с особенностями проведения практических исследований в организациях образования, предлагая спланировать и реализовать одно из них в посткурсовой период.
Некоторых педагогов привлекает сама суть исследования, направленного на решение практических проблем их профессиональной деятельности, и они с разной степенью активности включаются в эту работу. И вот, пройдя все этапы трудного, но интересного пути, получив заветные результаты, педагог начинает размышлять о том, как рассказать об истории своего исследования и его последствиях для собственной практики и нужно ли это делать вообще.
Безусловно, обобщение результатов проведённого исследования очень важно для самого исследователя. Саморефлексия позволяет углубить понимание результатов исследования, кристаллизовать полученные знания, а написание отчёта и подготовка к публикации статьи послужит осязаемым свидетельством личных достижений педагога и предоставит возможность поделиться выводами с широкой педагогической общественностью.
Но как это сделать правильно? Хорошо бы сначала ввести читающих в курс дела, рассказав о том, с какой целью было предпринято исследование, обозначить проблему, которую предстояло решить. Затем представить краткий критический обзор литературы, обобщив существующие точки зрения на решение обозначенной проблемы, описать последовательность выполнения исследования и обосновать выбор используемых методов. Далее следует достаточно полно описать результаты проведённого исследования, подтвердив их при необходимости таблицами, графиками, рисунками, сопоставить их с целью исследования. А в заключение сделать выводы, дать рекомендации, определить направления для дальнейшего исследования.
При написании статьи или отчёта важно помнить о том, что главная цель автора состоит в том, чтобы познакомить педагогическое сообщество с результатами исследования, рассказать о проделанной работе, о том, достигло ли исследование поставленной цели, какие гипотезы были подтверждены, а какие опровергнуты, какие выводы и прогнозы были сделаны.
Таким образом, проведение исследования собственной практики по итогам прохождения курсов повышения квалификации позволит применить полученные знания для решения практических проблем преподавания и обучения и станет неотъемлемой частью профессионального роста педагога.

Татьяна БИЗИКОВА,
методист филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.