Тест на профессионализм

Выпуск - №48(444)   :   06.12.2020
485

Вопросы о проведении национального квалификационного тестирования педагогов освещает департамент по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области. 

Национальное квалификационное тестирование – процедура, направленная на определение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и учебные программы специального образования, по тестам, разработанным организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования. Национальное квалификационное тестирование состоит из двух блоков: первый блок «Содержание учебного предмета» состоит из 70 заданий, второй блок «Педагогика, методика обучения» состоит из 30 заданий. 

Тестовые задания «Содержание учебного предмета» направлены на проверку углублённых академических знаний, а также практических умений и навыков. Для этого используются задания трёх форм: 1) с выбором одного правильного ответа, 2) с выбором одного или нескольких правильных ответов, 3) контекстные задания с выбором одного правильного ответа: 50 заданий с выбором одного правильного ответа, 10 заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов, 10 заданий (с выбором одного правильного ответа) на два контекста. В контекстных заданиях дается один контекст, к которому прилагаются пять заданий. Контекст может быть представлен текстом (художественным, научным), схемой, графиком, табличными значениями, картинами (фотографиями) или содержать в себе сразу несколько видов представления информации.



Разнообразие форм и содержания заданий позволяет исключить момент угадывания и заучивания учебного материала и даёт возможность оценить реальные знания и способности педагогических работников. Общее время тестирования – 3 часа 20 минут (200 минут), для педагогических работников, тестируемых по основам предметных знаний по математике, физике, химии, информатике – 3 часа 50 минут (230 минут). 

Оценка: для заданий с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных присуждается 1 балл, в остальных случаях 0 баллов. Для заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных: за все правильные ответы получает 2 балла, за одну допущенную ошибку – 1 балл, за допущенные две и более ошибки – 0 баллов.

По окончании тестирования аттестуемый знакомится с результатами (обоснованиями правильных и неправильных ответов). В случае несогласия с обоснованиями подает на онлайн-апелляцию. Заявления по содержанию тестовых заданий и по техническим причинам подают после завершения тестирования в течение 60 минут. Апелляция рассматривается в следующих случаях. По содержанию тестовых заданий: 1) не согласен с обоснованием правильного ответа; 2) отсутствует правильный ответ; 3) имеется более одного правильного ответа в тестовых заданиях с выбором одного правильного ответа из всех предложенных (указываются все варианты правильных ответов); 4) некорректно составленное тестовое задание. По техническим причинам: отсутствие фрагмента или текста в тестовых заданиях.   
Онлайн-апелляция – подача заявлений на апелляцию при компьютерном тестировании осуществляется сразу после завершения тестирования. Внедрение онлайн-апелляции предоставляет следующие возможности: 1) для подачи заявлений нет необходимости возвращаться в пункт проведения тестирования; 2) работа с ошибками предоставляет доступ ко всем вопросам; 3) если апелляция удовлетворяется, то баллы добавляются автоматически всем тестируемым, у кого были данные вопросы; 4) поданные заявления на апелляцию сразу поступают на рассмотрение Республиканской апелляционной комиссии. Результат тестирования и результат онлайн-апелляции можно посмотреть на сайте ТОО «U-FUTURE» uapp.kz путем ввода ИИН и пароля (ИКТ). 



Национальное квалификационное тестирование проходит на базе регионального центра тестирования «USTUDY», оснащенного персональными камерами видеозаписи и прямой трансляцией в РГКП «Национальный центр тестирования» министерства образования и науки Республики Казахстан, в соответствии с правилами и условиями проведения аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного, специализированного и специального образования, и иных гражданских служащих в области образования и науки, утверждёнными приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года №83.

В текущем году национальное квалификационное тестирование педагогов Костанайской области проходило со 2 июня по 10 октября.  Также в соответствии с приказом министра образования и науки РК от 19 ноября 2020 года №491, проходит в период  с 18 ноября по 21 декабря 2020 года с учётом карантинных мер и соблюдением санитарной безопасности. С целью соблюдения законодательства РК в сфере образования: Закона РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III; «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года № 293-VІ ЗРК департамент по обеспечению качества в сфере образования проводит мониторинг по соблюдению требований проведения национального квалификационного тестирования. Перед началом тестирования проводится разъяснительная работа о соблюдении   академической честности во время прохождения тестирования. Вместе с тем имеются случаи использования педагогами запрещённых во время прохождения тестирования предметов (сотовый телефон, шпаргалки, наушники).  

Так, по состоянию на 1 декабря 2020 года в национальном квалификационном тестировании приняли участие 4436 педагогов, воспитателей, преподавателей организаций технического и профессионального образования, из них аннулированы результаты 55 тестируемых (1,2% от числа участников тестирования), нарушивших правила тестирования, в части использования во время тестирования запрещённых предметов (в том числе у 34 педагогов – за использование сотового телефона, у 19 педагогов – за пользование шпаргалкой, у 2 педагогов – за использование наушников). В отношении данных лиц местными исполнительными органами приняты меры дисциплинарной ответственности.
Несоблюдение педагогами норм и требований законодательства в сфере образования противоречат Правилам педагогической этики, утверждённым приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года № 190, согласно которым «педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства…».

Земфира КАБДОЛЛАЕВА,
главный специалист отдела внешней оценки качества образования ДОКСО
Костанайской области 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.