Творим чудо своими руками

Выпуск - №37 (484)   :   24.09.2021
181

Вы верите в чудо? А педагоги и дети из города Лисаковска не сомневаются, что оно есть и уже происходит с ними.

Одним из замечательных, чудесных событий в этом учебном году для меня как методиста отдела образования стала победа в V международном конкурсе имени Льва Выготского, организованного «Рыбаков фондом». В этом конкурсе участвовали деятели, развивающие дошкольное образование, ориентированное на ребёнка. В номинации «Education Community Leader. Лидер образовательного сообщества» заявки подавали 117 участников из 50 стран. В итоге определились 20 победителей, одним из которых мне посчастливилось стать, получив от «Рыбаков фонда» грант на 1 тысячу долларов. Не это ли чудо? 

Немного информации о грантодателе: «Рыбаков фонд» – это партнёр ассоциации поддержки грантодателей WINGS European Venture Philanthropy Association (EVPA) и Asian Venture Philanthropy Network (AVPN). В 2019 году «Рыбаков фонд» включён журналом Forbes в первый рейтинг топ-20 лучших благотворительных фондов богатейших бизнесменов России. Семья Рыбаковых – основатель фонда поддерживает инициативы детских садов, школ, которые обеспечивают преемственность между ступенями образования и создают сообщества с участием семей, благодаря чему у детей формируется проактивная позиция и развиваются навыки XXI века. Миссией фонда является поддержка интересов семей всего мира на пути к качественному образованию, успеху, процветанию и благополучию. 

Для победителей конкурса имени Льва Выготского в июле 2021 года «Рыбаков фондом» была организована Международная школа, которая проходила в смешанном формате. В течение нескольких дней, участники большого образовательного интенсива летней школы прошли творческий цикл, состоящий из авторских мастер-классов, нетворкингов, воркшопов – от поиска идеи до публикации. Мы получили возможность начать новые международные партнёрские отношения для развития своих инициатив и проектов. Это был настоящий интеллектуальный вызов, потому что пришлось общаться и работать в воркшопах на английском языке, прокачивать навыки владения цифровыми инструментами. В тот момент я особо вспоминала свои занятия в городском Центре обучения языков и благодарила своего преподавателя английского языка Валентину Ерушеву за полученные коммуникативные навыки.

И, несомненно, поддержка и супервизии нашего куратора, известного подкастера Максима Буланова (ведущий подкаста «Списать не получится»), помогли представить и запустить свой медиапроект. Результатом моих занятий в Международной летней школе стало создание образовательного подкаста «Чтение с увлечением» на цифровой платформе Anchor. Работа над медиапроектом, выступление на международной площадке с опытом деятельности нашего городского педагогического сообщества ««Бүлдішіндер атына. Во имя ребёнка» помогли определиться и с вариантами вложения грантовых средств.

Размышляя о том, как эффективно использовать полученную сумму и создать образовательную среду для общения педагогов, детей, родителей, привлечь к участию местных жителей, пришло решение приобрести многофункциональную мультстудию. Ведь организация городской студии мультипликации поможет осуществить эту задумку. В результате переговоров с разработчиками мультстудий была приобретена «Сиреневая мультстудия» Kids Animation Desk 2.0 Профверсия». Выбор был сделан в сторону многофункциональности и учитывая значительное количество положительных отзывов от коллег из России и Казахстана. 

Описание характеристик тому подтверждение: «Детская киностудия «Kids Animation Desk 2.0» имеет зону декораций, площадку для расстановки декораций на неподвижном основании стола с быстросменной фоновой заставкой, вращающие вспомогательные устройства для детальной проработки съёмочного пространства, сцену с возможностью вращения относительно зоны декораций, фона и камер, при этом основная камера крепится на площадке, которая также может независимо вращаться относительно сцены и зоны декораций. Мульстудия позволяет применять ноутбук со страховочным ремнём, препятствующим случайному опрокидыванию декораций, а также имеет дополнительный источник освещения, микрофон и web-камеры. В комплект входит диск с программным обеспечением и методическое пособие. Использование оборудования предоставляет возможность проявить фантазию всем участникам мультипликационного действа».

Программное обеспечение удобное и простое в использовании для детей. Что можно делать в этой программе: захватить кадр (создавать новый кадр, удалять ненужный, редактировать отдельные кадры), звук (можно записать голос ребёнка, музыку, голос взрослого, импортировать любую музыку из мультфильма), время (можно увеличивать или уменьшать длительность кадра).  Работа мультстудии позволит использовать идеи анимационной педагогики, привлечь как воспитателей детских садов, так и учителей начальных классов.

Если говорить об анимационной педагогике, то это современное направление представляет собой многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Искусство экранной анимации даёт возможность проявить творческие, организаторские, технические способности. Ведь дети наделены даром творцов, и у каждого этот дар разный: одни любят конструировать, другие склонны к изобразительному творчеству, третьим нравится сочинять. 

Налаживание мультипликационного процесса и внедрение анимационной педагогики достижимо, на мой взгляд, через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей, формирование социальных компетенций у детей. Анимация, по мнению исследователей, является прекрасным средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Многие проекты основаны на поисково- исследовательской и экспериментальной деятельности. 

Чем ещё эффективна мультипликация? Это, во-первых: развитие креативного мышления (в процессе творчества рождаются проекты, основанные на поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности). Во-вторых, в процессе создания мультфильма дети вступают в коммуникацию, учатся работать в команде, развивают артистические способности. В-третьих, это творческий процесс, в котором дети знакомятся с разными техниками, пробуют себя в разных ролях: сценариста, режиссёра, оператора, менеджера, художника-мультипликатора, звукооператора.

На оборудовании мультстудии могут заниматься творчеством 15 ребят одновременно. Работа над созданием мультфильма позволяет детям не только попробовать себя в роли режиссёра и сценариста мультфильмов, но и способствует развитию их творческих, организаторских способностей и умений работать сообща, прислушиваться к мнению сверстников. 

Дети верят в чудеса, любят мультфильмы, и когда на их глазах рождается волшебство: созданные герои оживают, двигаются и разговаривают твоими голосами, не это ли настоящее чудо, сотворённое самими ребятами. 

В нашем случае увлекательное погружение в волшебный мир произошло, когда в этом учебном году педагоги и дети начали сами создавать мультфильмы. Первым опытом использования анимационной педагогики, яркими впечатлениями от проделанной работы делились в августе этого года участники совместного заседания городских Ассоциаций дошкольных специалистов и учителей начальной школы по теме «Возможности мультипликации в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». На заседании было отмечено, что для того чтобы чудо анимации превратилось в реальность, нужен посыл, команда креативных педагогов, способных совместно с детьми «сказку сделать былью». И такие творческие педагоги есть: в рамках международного проекта «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» совместно с учебно-методическим центром АО «Элти-Кудиц» (г. Москва) подготовлены тьюторы- педагоги Елена Жусупова (ясли-сад «Болашак») и Ксения Кузина (ясли-сад «Мурагер»). В четырёх детских садах второй год работают экспериментальные площадки по «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Наибольший интерес у дошкольных специалистов и учителей вызвали проекты, связанные с мультстудией. 

В прошедшем учебном году педагоги детских садов транслировали педагогический опыт, участвуя в международных проектах. В апреле 2021 года на международном марафоне педагогических практик «ДОтянутся ДО звёзд рукой» педагоги яслей-сада «Балапан» А.Садрисламова, Т.Бардина демонстрировали мультфильм, созданный детьми и родителями о космосе; специалисты яслей-сада «Ивушка» Н.Тарасова, Г.Тасмагамбетова, Е.Хамитова представили опыт работы по теме «STEM-образование – формула успеха дошкольного детства» и мультипликационный фильм «Космос рядом». В мае этого же года на I международном марафоне и международном форуме педагогических практик, приуроченном ко Всемирному дню пчёл, педагогами детского сада «Ивушка» был представлен мультипликационный фильм, который явился итогом большого исследовательского проекта «Спасибо, пчёлы, вам за мёд». Детский сад «Балапан» стал финалистом международного фестиваля авторской детской мультипликации «Я творю мир» с авторским мультфильмом «Курочка ряба». Учитель начальных классов ОШ №4 Татьяна Ларина вместе со своей ученицей стала победителем городского конкурса научных проектов, представив серию авторских мультфильмов. 

В комплексе мероприятий международного уровня «Юбилейный поезд РИВ-2021» педагоги я/с «Ивушка» демонстрировали мультфильм по авторской игровой технологии «Жасыл өлке» на основе традиций и обычаев казахского народа. Коллективом детского сада «Балапан» разработана программа для детей дошкольного и младшего возраста с конспектами занятий по анимационной педагогике. Эта работа заняла 2 место в областном конкурсе лучших авторских программ в феврале 2021 г.

Ресурсы есть, оборудование по гранту для победителей международного конкурса имени Льва Выготского получено, в настоящий момент идёт подготовка к открытию детской мультстудии, как для дошкольников так и учащихся начальной школы. Оформляется кабинет при городском отделе образования, подбирается инициативная группа педагогов ДО и начальной школы для проведения обучения и последующей работы с детьми. Расширяя социальное партнёрство, к работе в мультстудии предполагается привлечение операторов городского телевидения «Акцент», семей, ветеранов педагогического труда с целью создания совместных творческих проектов.

Впереди плодотворное сотрудничество с учёными, организация преемственности между дошкольным и начальным уровнем образования, проведение межрегионального конкурса для дошкольников и младших школьников по робототехнике и мультипликации, отбор работ на международный конкурс «Я творю мир».

Безусловно, участие в подобных конкурсах – это дополнительная нагрузка на педагога, но и возможность самосовершенствоваться, получать удовлетворение от любимого дела и чуть-чуть способствовать свершению чудесных событий для детей. 

Татьяна ЯНДУЛОВА,
методист отдела образования г. Лисаковска

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.