В перспективе – рост привлекательности рабочих профессий

Выпуск - №3(450)   :   24.01.2021
154

Об изменениях в системе технического и профессионального обучения – в интервью с руководителем управления образования Костанайской области Зауре Байменовой.

- Зауре Ануарбековна, в социальных сетях опубликован пост министра образования Асхата Аймагамбетова о новых поправках в законодательство в сфере образования, касающихся технического и профессионального образования. Первая из них касается дуального обучения. Поясните для наших читателей, какие изменения внесены?

- Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток обучения – разрыв между теорией и практикой. Через социальное партнёрство с предприятиями области студенты колледжей получают возможность знакомиться с будущими профессиями на реальных производствах. И для них очень важна внесённая в Закон поправка, что срок прохождения студентом обучения в дуальном формате будет засчитываться в трудовой стаж. К моменту выпуска из колледжа с имеющимся опытом и официальным стажем работы наши студенты смогут свободно трудоустроиться по своей специальности. В перспективе это повысит привлекательность рабочих профессий, сделает их более востребованными для выпускников школ.

- Широко ли распространено дуальное обучение в нашей области?
- На сегодняшний день подготовка специалистов по дуальному обучению ведется практически во всех колледжах. Если быть точнее, то в 29 или в 85% колледжей области для 3300 студентов сельскохозяйственной, транспортной, строительной, пищевой, горнодобывающей отраслей, сферы сервиса, образования, связи и информационных технологий, энергетики. И нам есть к чему стремиться, с каждым годом количество задействованных в дуальном обучении  колледжей растёт.

- Заинтересованы ли предприятия области в таком обучении?
- Дуальное обучение возможно лишь в тесном сотрудничестве с социальными партнёрами, сейчас это уже 179 предприятий, среди них ведущие производства области: «АгромашХолдинг», «Костанайские минералы», «Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление», Костанайский мелькомбинат и другие. В этом году впервые одним из социальных партнёров стало крупное градообразующее предприятие области ТОО «РудныйСоколовСтрой», что значительно расширит возможности и практические навыки наших выпускников по строительным специальностям.

- Чем дуальное обучение выгодно для студентов и предприятий?
- Опыт показывает, что дуальное обучение обеспечивает сразу несколько важных моментов: качество подготовки кадров для предприятий и высокий процент трудоустройства. Целый ряд ведущих предприятий-партнёров, таких как ТОО «БК-Строй», АО «Баян Сулу», «СарыаркаАвтоПром» за качественный и добросовестный труд оплачивают студентам производственное обучение, а иногда и проезд, и питание. Заработок для студентов – нередко вопрос жизненной важности. Как результат, студенты охотно идут на практику, ведь их труд объективно оценивается и оплачивается, стремятся повысить свой уровень мастерства, чтобы зарекомендовать себя и получить предложение о трудоустройстве. Так, в прошлом году около 80% выпускников колледжей по системе дуального обучения были приняты на работу по своей специальности на предприятия социальных партнёров.

- Законопроектом также исключена норма об установлении уполномоченным органом сроков обучения в колледже. Что это означает на практике?
- Данная поправка даст академическую свободу колледжам совместно с работодателями самостоятельно определять содержание образовательных программ по всем дисциплинам. А значит, готовить компетентных и востребованных специалистов по запросам рынка труда, обладающих всеми необходимыми знаниями и навыками. Уже сейчас колледжами ведётся подготовительная работа по разработке образовательных программ.  Данная норма должна вступить в силу с нового учебного года.

- Как вы относитесь к полученной возможности колледжей на платной основе оказывать услуги и реализовывать товары, выпускаемые в учебно-производственных мастерских, хозяйствах, на учебных полигонах?
- Считаю, что это важная мера, позволяющая студентам реализовывать свои навыки, стать настоящими мастерами своего дела. У нас уже есть подобный опыт. К примеру, в Костанайском колледже сферы обслуживания действует учебное кафе, блюда для которого готовятся в рамках производственного обучения. А студенты Костанайского колледжа бытсервиса на безвозмездной основе шьют одежду для Дома ребёнка «Дельфин», жители города охотно покупают сшитые ими качественные наволочки, полотенца, прихватки, рабочие рукавицы по доступным ценам. Считаю, теперь эта сфера расширится, ведь полученную прибыль колледжи могут направить на улучшение производства и материально-технической базы.

- Какие ещё события произошли в сфере производственного обучения области?
- Большой поддержкой для системы ТиПО стало участие в проекте «Жас маман», выделено порядка трёх миллиардов тенге на модернизацию оборудования 10 колледжей. Неоднократно говорилось в СМИ об участии в проекте Костанайского строительного колледжа, колледжа автомобильного транспорта и Костанайского политехнического высшего колледжа, которые в 2020 году значительно обновили производственную и учебную базу.  Еще семь колледжей смогут сделать это в текущем году. Уже созданы восемь современных лабораторий и пять мастерских, скоро появятся ещё шестнадцать лабораторий, восемь мастерских и два кабинета новой модификации.
В сфере профессионального и технического обучения, в прошлом году отметившей свое 80-летие, работают настоящие мастера, активные и талантливые педагоги. Недаром в числе призёров областного этапа конкурса «Лучший педагог 2020» сразу четыре преподавателя колледжей, два из которых победили и на уровне республики. 
Внесённые в законодательство изменения станут новым стимулом для развития, чтобы выбор рабочей профессии стал для выпускников осознанным и важным решением.

Подготовлено пресс-службой 
управления образования 
акимата Костанайской области

Фото Сергея МИРОНОВА

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".