В центральном офисе NIS с 9 по 17 августа работали две телестудии, в прямом эфире которых шли предметные сессии республиканской августовской конференции. Главная тема большого педсовета «Методическая поддержка практики учителя» посвящена профессиональному анализу образования в новой реальности.
Педагоги NIS, а также ведущих и пилотных школ проводили вебинары, мастер-классы и презентации в онлайн-формате, прозвучали рекомендации от Национальной академии образования им. Ибрая Алтынсарина по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Каждый день онлайн-августовки собирал десятки тысяч педагогов из разных регионов страны, работа каждой секции велась на казахском и русском языках.
Впервые каждый учитель страны получил возможность подключиться к главному педсовету года. В рамках «Методической поддержки практики учителя» проведены тематические сессии по пятнадцати предметам, а также сессия библиотекарей. Среди самых актуальных приоритетов для педагогов на сегодняшний день – формирование функциональной грамотности в рамках предмета, а также формат и содержание текущего и итогового оценивания, создание благоприятной образовательной среды.
Эксперты анализировали задачи на новый учебный год, формат и содержание текущего и итогового оценивания, формирование функциональной грамотности учеников, а учителя интеллектуальных и общеобразовательных школ подготовили мастер-классы. Среди спикеров – представители Центра педагогического мастерства: разработчик учебных программ по предметам начальной школы, начальник отдела дошкольного и начального образования Каламкас Байтенова, старшие менеджеры Наталья Орехова и Гульмира Жакупова, а также главный научный сотрудник лаборатории предметов ЕМН и STEM-технологий Национальной академии образования им. Ибрая Алтынсарина Орденбек Мазбаев и многие другие.
Главными героями первого дня республиканской августовской конференции стали Айзере Кайратбек и Самина Сейтбекова: символично, что предметную сессию для учителей начальных классов открыли будущие школьницы, для которых в сентябре прозвенит первый звонок. Они пришли в телестудию NIS, чтобы рассказать о школах своих мечты. Айзере и Самина признались, какими видят своих педагогов, вместе с которыми совсем скоро у них начнётся новая жизнь. Айзере мечтает найти в школе одиннадцать новых друзей, планирует стать стоматологом, как бабушка, и уверена, что учитель обязательно должен быть умным. Самина считает, что все учителя должны всегда оставаться красивыми и молодыми.
– Хочется отметить, что качество преподавания прежде всего зависит от профессиональных компетенций педагога, поэтому очень важным является обмен опытом и мнениями, что и произошло в ходе этой конференции. Многие моменты из мастер-классов я взяла себе на заметку и буду использовать в своей деятельности. Сейчас необходимо устранить возникшие пробелы – это очень важно для формирования будущего поколения. Проведение подобных мероприятий, позволяющих охватить почти весь учительский состав, – прекрасная возможность для этого, – считает учитель начальных классов средней школы №12 города Актау Жанна Маргиева.
Во второй день эксперты проанализировали уникальный микс музыкальной, цифровой и информационной грамотности и пришли к выводу, что прослушивание и исполнение музыки помогает осознать ценность национальной и мировой культуры, если правильно развивать грамотность. Утончённое чувство прекрасного прививается на уроках художественного труда. Развитие творческих способностей детей напрямую зависит от творчества самого учителя – так считают эксперты в области искусства. Своими знаниями в ходе мастер-классов поделились учителя-предметники NIS Алия Кайдарова, Альмира Даниярова, Гаухар Кайырбаева и Сауле Ахметкалиева, а также педагоги общеобразовательных школ Юлия Березко, Зейнолла Хасенов и Мухаметкан Ахметжанов.
– В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат. Благодаря мастер-классам от специалистов Назарбаев Интеллектуальных школ мне удалось понять, как научить самостоятельно находить, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для самореализации, – делится впечатлениями педагог-мастер по предмету «Художественный труд» алматинской гимназии №21 Гульсара Жаримбетова.
Жить в гармонии со своим телом – обязательный компонент качественной жизни здорового человека. В этом убеждён учитель физической культуры NIS физико-математического направления г. Шымкента Ербол Тлеулов, который по результатам республиканского конкурса был удостоен звания «Лучший педагог-2019». Мастер-класс Ербола Эрнстовича продемонстрировал, что функциональную грамотность можно и нужно развивать на уроках физкультуры. В фокусе учебной программы – двигательная деятельность, здоровый образ жизни и развитие критического мышления через двигательные навыки.
В фокусе третьего дня августовской конференции – предметные сессии для филологов. Филологи проанализировали планы по развитию читательской грамотности учеников, ведь способности осмысленно читать разные тексты и использовать информацию для решения поставленных задач – одна из важнейших компетенций человека XXI века. Ещё один важный навык современных людей – работа с большими объёмами информации.
– Я смогла получить ответы на вопросы о методиках развития грамотности учеников. Полезными были также предложенные задания и рекомендации авторов для работы с текстом. Надо отметить, что информация и рассмотренный материал дали возможность мне ещё раз пересмотреть свои взгляды и избавиться от внутренней паники, почувствовать себя уверенной, привести в систему обрывочные знания о функциональной грамотности и увидеть дальнейший путь улучшения своей практики, – делится впечатлениями Арай Тобыкова, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Каркаралинска Карагандинской области.
Изложить любую информацию на языке цифр, определить закономерности и тренды, решить прикладную задачу, представить результаты в виде диаграмм, графиков и других визуальных инструментов – всё это составляющие математической грамотности. Актуальность её развития отмечает одна из участниц конференции, молодой педагог Бибинур Аманова, математик средней школы №3 города Алга Актюбинской области:
– Особенно ценной была информация по комбинаторике, много новых полезных методик. Запомнились также мастер-классы от коллег из NIS и общеобразовательных школ. Сама традиция августовских встреч очень важна, ведь она определяет траекторию развития образования в соответствии с современными требованиями. Для нас, учителей, это профессиональная площадка обмена идеями и мнениями, даже дистанционный формат – не преграда.
События последних лет показали, что виртуальная реальность – это не миф. А это означает, что качество жизни напрямую зависит от уровня владения IT-навыками и от уровня цифровой грамотности, которые формируются на уроках информатики. О процессе развития данных компетенций в ходе предметной сессии поговорили учителя информатики интеллектуальных школ Айнагуль Ермекова, Ольга Литвинова и Алия Арингазинова из NIS Павлодара, Меруерт Кошкинбаева из интеллектуальной школы физико-математического направления г. Шымкента, а также учителя общеобразовательных школ Зина Адырбаева из гимназии №8 Шымкента и Аскар Пратаев из средней школы №16 Мактааральского района Туркестанской области.
– Наш мастер-класс был посвящён алгоритмизации и программированию. Основная причина выбора данной темы кроется в том, что у учителей порой возникают трудности в части программирования. Подробные пути решения задач по данной теме мы рассмотрели в нескольких вариантах и на практике показали процесс кодирования, – говорит сельский учитель Аскар Пратаев.
Не менее содержательными и практикоориентированными были последующие предметные сессии по физике, химии, биологии, истории Казахстана, всемирной истории и географии, а также отдельная конференция для школьных библиотекарей страны.
Ко всем заседаниям конференции на двух языках учителя подключались в прямом эфире на YouTube-каналах NIS TamyzConf2021, а под одноимённым хэштегом в социальных сетях педагоги страны активно делятся впечатлениями о полученных инсайтах с августовской конференции.
Абылай КАСЫМОВ
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.