В ритме цифровизации

Выпуск - №№36 (483)   :   16.09.2021
132

Президент страны Касым-Жомарт Токаев 1 сентября выступил в Парламенте с посланием народу Казахстана. Глава государства с присущим ему глубинным видением политика осветил основные вопросы социально-экономического развития, ключевые направления и проблемы политической модернизации, особенности преобразований в стране.

Несомненно, пандемия ускорила глобальные тенденции, включая повышенный ритм цифровизации, возросшую неопределённость с состоянием территорий, необходимость улучшения системы здравоохранения и образования. Перед Казахстаном стоит задача выбора наиболее эффективной модели социально-экономического развития. Президент страны отметил необходимость принятия Дорожной карты развития до 2025 года, позволяющей своевременно реагировать на вызовы «эпохи трансформации».

Но значимым для нас (представителей вузовской среды) является тот факт, что в послании народу Казахстана базовый акцент сделан на дальнейшую модернизацию системы образования. Ведь в настоящее время наиболее актуальной задачей является подготовка специалистов нового поколения, готовых работать в условиях возрастающей сложности технологических процессов и оборудования, способных принимать нестандартные, даже революционные решения, совершать интеллектуальный подвиг. Подготовка таких специалистов требует дальнейшего повышения качества организации и проведения учебного процесса.

Одним из основных положений является тезис о том, что необходимо продолжить курс на цифровизацию страны. Задача создания модели цифровой образовательной среды коррелирует с общенациональным приоритетом «Качественное образование» национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года, где отмечено, что вузы будут стремиться к созданию образовательной цифровой экосистемы.

Тезис о необходимости цифровой трансформации нашел отражение в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. В этом программном документе сделана ставка на разработку модели цифровой образовательной среды, включающей требования к создаваемым цифровым платформам, сервисам, информационным системам, регламентам информационного взаимодействия, форматам обмена данными и др. 


В скором будущем повсеместно будет тиражироваться модель создания единой среды цифровых сервисов, адаптивных к процессам и целям вуза. Как показывают мировые тренды, цифровая трансформация современного вуза включает развитие цифровых возможностей и устойчивости всех бизнес-процессов, формирование цифровой экосистемы с применением ИКТ, широкое использование массовых открытых онлайн-курсов и переход к модели digital university. 

В Рудненском индустриальном институте данная работа ведётся по нескольким направлениям. Разработана программа внедрения цифровых технологий в деятельность института, главным целевым ориентиром которой является повышение качества предоставления образовательных услуг за счёт роста эффективности использования цифровых технологий в вузе. Выделены следующие приоритетные направления, способствующие цифровой трансформации института как организации образования: развитие цифровой инфраструктуры, развитие LMS, развитие цифровых технологий во всех бизнес-процессах института, развитие системы электронного документооборота, совершенствование сайта института, внедрение ИКТ и др. 

В 2021 г. Рудненский индустриальный институт занял 2 место и вошёл в тройку лидеров, обеспечивших реальное наполнение дистанционного образования во время пандемии. Информация опубликована в докладе по реализации параметров Болонского процесса в вузах республики, подготовленном Центром Болонского процесса и академической мобильности министерства образования и науки Республики Казахстан.

В докладе отмечено, что за 2020 г. профессорско-преподавательским составом Рудненского индустриального института разработаны 263 массовых открытых онлайн-курса (около 20% от общего числа онлайн-курсов всех университетов Казахстана).

Несомненно, достигнутое лидерство является результатом многолетнего труда по развитию дистанционных образовательных технологий в вузе. 

Основы данной работы были заложены еще в 2002 г., когда по инициативе депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Альберта Рау (в то время Альберт Павлович занимал должность акима г. Лисаковска) был открыт Лисаковский факультет дистанционного обучения РИИ. Студентами факультета стали выпускники технических колледжей региона, а причиной открытия являлась острая нехватка специалистов на предприятиях всех отраслей экономики города Лисаковска. 

В 2006 г. работу Лисаковского факультета дистанционного обучения возглавила Л.Лескова. За прошедшие годы менялись нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс с применением ДОТ, кардинальные изменения были внесены в образовательные стандарты. Несмотря на изменяющие подходы, коллектив института постоянно работал над совершенствованием системы дистанционного обучения. 

С 2012 г. в институте наблюдается активизация деятельности по внедрению в учебный процесс дистанционных образовательных технологий. Данное направление стало приоритетом и одной из стратегических задач вуза, был создан центр ДОТ – МООК РИИ, приобретено современное программное обеспечение, в восемь раз увеличилось количество образовательных программ, реализуемых с использованием ДОТ.

Накопленный опыт и созданная материально-техническая база позволили ППС института мобилизовать свои ресурсы в период пандемии и обеспечить качество учебного процесса. В настоящее время на онлайн-площадке института расположено более 300 учебных курсов, включающих видеолекции, конспекты лекций, виртуальные лабораторные работы, методические указания для проведения практических и лабораторных работ, тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов. Видеолекции размещены в облачном пространстве Office 365. 

Все дисциплины разделены на модули, студенты последовательно изучают теоретический материал, выполняют практические задания, а затем проходят тестирование с использованием системы прокторинга. Структура учебного курса построена таким образом, что студент не имеет возможности перейти к изучению последующих модулей, не ответив на тестовые вопросы предыдущего. Тестовые вопросы позволяют оценить результативность освоения учебного материала, изложенного в видеолекциях и конспектах лекций, а также правильность выполнения практических заданий и лабораторных работ. 

Проводится работа по расширению функционала цифровой библиотеки, включающая дальнейшую оцифровку учебно-методической литературы и печатных изданий книжного фонда, востребованных в учебном процессе.

ППС института регулярно повышает цифровые компетенции, формируется цифровая экосиситема с применением ИКТ, укрепляется материально-техническая база образовательных программ путём приобретения современных программных продуктов и лабораторного оборудования.

В настоящее время меняются подходы к дистанционному обучению, повышается роль неформального образования, кардинальные изменения внесены в правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям. 

Несомненно, весь комплекс работ, проводимых министерством образования и науки Республики Казахстан по вопросам организации и проведения учебного процесса с использованием ДОТ, направлен на соответствие международным стандартам качества образования. А задел, созданный в вузах, накопленный опыт, имеющиеся ресурсы и механизмы позволят в кратчайшие сроки провести модернизационные преобразования в образовательном поле страны.

Абдрахман НАЙЗАБЕКОВ, 
председатель правления, ректор НАО «Рудненский индустриальный институт»

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.