Вебинар как обучающее онлайн-занятие и площадка обмена опытом

Выпуск - №21(417)   :   24.05.2020
199

Колледжи области в период пандемии начали активно внедрять дистанционное обучение через различные образовательные платформы.

Бокаева М.М

Утегенова Г.М.

Сегодня вебинар – это не только одно из средств организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения, включающий в себя последовательные доклады, презентации, ответы на вопросы, происходящие в режиме реального времени посредством сети интернет, но и форма работы, активно применяемая в работе с педагогами. Так Центром методического сопровождения управления образования акимата Костанайской области для организаций ТиППО с 27 апреля по 6 мая было организовано проведение областных вебинаров для изучения способов внедрения дистанционного обучения в организациях технического, профессионального и послесреднего образования и взаимообучения по работе с образовательными платформами.

Организации образования знакомили участников вебинаров с ситуацией по реализации ДОТ, представляли опыт по работе на платформах. Темы выступлений в рамках вебинаров разнообразны и актуальны: организация УВП в ДОТ, методическое сопровождение, работа образовательных платформ, психологическое сопровождение обучающихся и педагогов, организация профориентационной работы в новом формате и другие темы. 

Всего проведено 35 вебинаров, число участников составило более 500 человек из числа педагогов и административно-управленческого состава. Организации образования представили свою работу на таких платформах как Edupage, EDUS, Platonus, Sova, Google Klasse. 

Большое внимание в выступлениях было уделено и проведению профориентационной работы, патриотических акций, конкурсов, челленджей, психологической поддержки и других воспитательных мероприятий. Заместитель директора по учебно-производственной работе Рудненского горно-технологического колледжа Татьяна Дозорцева поделилась опытом работы по организации профориентационной работы в режиме ДОТ. Колледжем ведется системная, поэтапная работа в данном направлении, нацеленная на организацию крепких связей между самим колледжем, школами, социальными партнёрами и семьями учащихся, в которой принимают участие педагоги и студенты. Колледж применяет современные, эффективные и разнообразные формы профориентации. Так, конкурс видеороликов в социальных сетях «РГТК в моём сердце» имел огромный успех. Коллектив колледжа уверен, что профориентация не имеет сроков и должна вестись постоянно, а успешная работа в команде даёт результаты. Инициатором многих мероприятий, проводимых в рамках профориентации, выступает руководитель колледжа Кайсар Канешов. По итогам вебинара Рудненскому горно-технологическому колледжу предложено обобщить опыт проведения профориентационной работы на областном методическом совете. 

Заместитель директора по воспитательной работе Рудненского политехнического колледжа Светалана Ширшова также представила формы и виды профориентационной работы в условиях ДОТ, мероприятия, проведённые в этот период. Заместитель директора по УР Фёдоровского сельскохозяйственного колледжа Сауле Баймурзина рассказала об административном контроле в АИС «EduPage», его составляющих и роли в организации УВП на период ДОТ. Особое внимание уделено было целям контроля. И особо выделены оказание методической помощи преподавателям с целью совершенствования и развития профессионального мастерства; взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности образовательного процесса.

Об адаптации классических фреймворков Agile, таких как Scrum, Kanban, покер планирования в учебный процесс в условиях ДОТ говорилось в выступлении заведующей отделением Профессионально-технического колледжа имени К.Доненбаевой Галины Дроженко. Заместитель директора по учебно-методической работе Аркалыкского политехнического колледжа Самал Жиенбаева представила информацию о реализации возможностей платформы EduPage и участие педагогов в разработке видеоуроков. 

Замдиректора по УР Аулиекольского сельскохозяйственного колледжа Лаззат Жусупова акцентировала внимание на то, что преподаватели сейчас выполняют новые роли и функции, назрела необходимость пересмотра программного и методического обеспечения учебного процесса, а также разработки и внедрения большого арсенала технологий для осуществления такого обучения, а главное, перестройки педагогического видения построения преподавания изучаемых дисциплин. Следовательно, обучение с использованием дистанционных технологий требует и от студентов определённой готовности к обучению: начального набора знаний, умений, навыков и материально-технического обеспечения рабочего места. Для этого среди студентов 1-3 курсов было проведено анкетирование на наличие электронных устройств в домашних условиях. 12 студентам были предоставлены ноутбуки. 

В ходе вебинаров опытом работы поделились педагоги из Костанайского высшего медицинского колледжа, Костанайского колледжа автомобильного транспорта, Костанайского сельскохозяйственного и Костанайского строительного колледжей. Заместитель директора по информационным технологиям Костанайского строительного колледжа Есильбай Мухамедрахимов продемонстрировал успешность использования педагогами колледжа всех возможностей данной платформы, которая позволяет вести чёткую статистику образовательного процесса.

Заведующая практическим обучением Костанайского высшего медицинского колледжа Инна Романюк поделилась опытом организации производственной практики в дистанционном формате. Колледж успешно использует Google Klasse, т.к. платформа удобна, доступна для студентов, обеспечивает сохранность контента, позволяет работать двум преподавателям одновременно. Колледж планирует проведение защиты практик с помощью  этого ресурса. 

Интересным и содержательным было выступление Светланы Дирксен, председателя ЦК информатики и программирования, которая в своем выступлении раскрыла содержание образовательной платформы Moodle, успешно применяемую коллективом Костанайского колледжа автомобильного транспорта на протяжении нескольких лет, и работа в данном направлении будет вестись и дальше, так как платформа позволяет использовать и другие её параметры, что даст возможность расширить дистанционное обучение. Психолог ККАТ Татьяна Ванзидлер поделилась опытом работы через платформу и другие мессенджеры с учащимися и педагогами в направлении психологической поддержки во время дистанционного обучения. Работа психолога, её реалии и перспективы были успешно продемонстрированы в выступлении.

Жанар Кубжасарова, заместитель директора по IT-технологиям Костанайского педагогического колледжа представила информацию по всем направлениям деятельности колледжа и её осуществление через облачную технологию Google-диск и возможности автоматизированных рабочих мест колледжа (АРМ директора, его заместителей, заведующих отделениями и 38 учебных кабинетов с выходом в интернет, web-камерами), АРМ преподавателей, работающих в удалённом режиме. Использование знакомого всем облачного сервиса для сопровождения процесса обучения с возможностью размещения расписания, заданий, ведения журналов позволило участникам образовательного процесса КПК, не теряя ни одного учебного дня, оперативно перейти на новую для них форму. Параллельно колледжем велась работа по внедрению единой платформы профессионально-технического образования – автоматизированной образовательной системы «Platonus College»: заполнение, отладка, создание обучающего контента. Посредством видеоконференций ZOOM проводилось обучение пользованию платформой группой педагогов, когда каждый её участник отвечал за обучение 10 преподавателей своей кафедры.

В выступлении заместителя директора по НМР Костанайского политехнического высшего колледжа Жулдыз Кайпбаевой внимание было уделено организации проектной работы студента с применением дистанционных образовательных ресурсов и разработке преподавателями дистанционных курсов по дисциплинам/модулям, а также серии видеоуроков, которые систематизируются в плейлист для формирования целостности содержания дисциплины. На сегодняшний день преподавателями разработано 30 видеоуроков, началась работа по их систематизации. Если говорить о видеоуроках педагогов ТиППО, то на сайте управления образования во вкладке «ДОТ ТиПО» размещено сегодня более 170 уроков, и активную работу в этом направлении проводят Торгайский гуманитарный колледж имени Н.Кульжановой и Костанайский политехнический высший колледж. 

Проведённые вебинары содержали и обучающий контент. Так преподаватель информационных дисциплин Костанайского индустриально-педагогического колледжа Наталья Султанова провела мастер-класс в онлайн-режиме: как записать видеоурок и сделать его доступным в сети интернет с помощью программ Bandicam, Icecream Screen Recorder и ВидеоШОУ – редактор видео c 3D-эффектами. Преподаватель Карасуского сельскохозяйственного колледжа Канат Токмагамбетов ознакомил с программой «Экранная камера», а преподаватель Костанайского колледжа сферы обслуживания Светлана Соловьёва продемонстрировала обучающий видеоматериал, в котором дан алгоритм создания online-тестов для проведения текущего, промежуточного контроля знаний обучающихся.

Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в условиях ДОТ через платформу EduPage рассказали заместитель директора Рудненского социально-гуманитарного колледжа Турсын Ибраева, замдиректора по учебно-производственной работе Костанайского колледжа сферы обслуживания Алия Абикенова, методист Лисаковского технического колледжа Айман Байтурсынова, программист Костанайского гуманитарного колледжа Адильбек Баймульдин, замдиректора по учебной работе колледжа «Зерек» Дидар Курманбаева, замдиректора по учебно-производственной работе Рудненского колледжа строительства и транспорта Артём Овсянников, который также акцентировал внимание на роли мастера по формированию профессиональных знаний, умений, навыков и состоянии внедрения ДОТ в производственное обучение. Психолог Костанайского колледжа бытсервиса Людмила Горшкалёва выступила с рекомендациями по работе в режиме ДОТ и проведению индивидуальных консультаций с учащимися через мессенджеры. О работе, проведённой по психологическому сопровождению студентов колледжа и их родителей в системе ДОТ рассказал психолог Торгайского гуманитарного колледжа Бауыржан Шакиров.

Некоторые колледжи области применяют и другие образовательные платформы. Так замдиректора по учебно-методической работе колледжа предпринимательства КИнЭУ Сауле Жолдыбаева представила опыт работы на образовательной платформе «Elsyma». Здесь для каждого преподавателя и студента создан личный кабинет. О платформе EDUS, применяемой Аркалыкским многопрофильным колледжем Казпотребсоюза рассказал преподаватель информатики Медет Илубаев. О реализации дистанционных образовательных технологий и возможностях образовательной платформы АИС Sova рассказала Дина Мегильбаева, замдиректора по информационным технологиям Костанайского высшего экономического колледжа Казпотребсоюза. Заведующая учебной канцелярией Любовь Кряжевских, методист Айман Бекентаева, замдиректора по воспитательной работе Гульнар Капанова из Костанайского социально-технического колледжа продемонстрировали процесс использования педагогами колледжа возможности платформы «EduPage» по всем направлениям деятельности.

Замдиректора по профессиональному обучению Костанайского колледжа Ольга Киколенко рассказала о вебинаре как одной из форм дистанционного обучения, средстве обмена информацией. Познакомила с основными этапами вебинара и правилами его организации. 

Заместители директоров по учебной работе Денисовского профессионально-технического колледжа Татьяна Козлова, Наурзумского сельскохозяйственного колледжа Амина Амиргалиева раскрыли работу колледжей по организации учебно-воспитательного процесса через возможности платформы «EduPage»; ознакомили участников вебинара с тем, как происходит обучение на этом портале в колледжах. Особо остановились на обмене информацией между педагогами и студентами через образовательную платформу, о проведённых мероприятиях в период ДОТ.

Методист Рудненского музыкального колледжа Юлия Кречетова рассказала о том, что несмотря на сложности в обучении музыкальному искусству и владению техникой игры на инструменте в дистанционном формате, колледж активно внедряет такой способ обучение. Ярким моментом стало выступление оркестра и исполнение мелодии песни «День Победы» в онлайн-режиме. Под руководством педагога студенты продемонстрировали исполнительское мастерство. Были представлены также уроки в дистанционном режиме и по другим дисциплинам, воспитательные мероприятия, проведённые в период ДОТ. 

Преподаватель Аркалыкского медицинского колледжа Салтанат Оташева представила свою работу как преподавателя истории на платформе «EduPage», раскрыла её возможности и показала применение авторского электронного пособия на уроках. Мастер производственного обучения Рудненского колледжа технологии и сервиса Галина Пронина представила вниманию участников вебинара организацию производственного обучения в дистанционном режиме и продемонстрировала фрагменты видеоуроков педагогов специальных дисциплин. 

Выступающие остановились и на воспитательной работе, которая также переведена в дистанционный формат. На сайтах колледжей опубликованы различные тематические челленджи, виртуальные выставки, проведены уроки мужества, представлены ролики из жизни студентов в удалённом режиме и выполнение тех или иных заданий по изучаемым дисциплинам. 

Думаем, что вебинары, организованные Центром методического сопровождения для педагогов ТиППО, откроют доступ к новым источникам информации, повысят эффективность самостоятельной работы, дадут совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков и станут импульсом для реализации новых форм и методов обучения. 


 

Марал БОКАЕВА, 
заместитель руководителя Центра методического сопровождения, 
Гульнара УТЕГЕНОВА, 
руководитель отдела развития содержания ТиПО Центра методического сопровождения управления образования акимата Костанайской области

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.