Реализация современных подходов к воспитанию личности в школах Республики Казахстан в 2025-2026 году реализуется через единую программу «Адал азамат», которая была утверждена приказом министерства просвещения РК и разработана Национальным научно-практическим центром им. И.Алтынсарина.
В основе единой программы воспитания лежат следующие педагогические концепции.
* Социокультурный подход рассматривает образование как средство передачи культурных норм, ценностей и отношений через взаимодействие всех участников: ученики, педагоги, родители, государственные и общественные институты.
* Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование морально-ориентированной личности через развитие совести, ответственности, патриотизма и духовных ценностей.
* Личностно-ориентированный подход, базирующийся на гуманизме, народности, национальной самобытности и развитии таланта.
Программа «Адал азамат» предлагает богатый набор ценностей: честность, патриотизм, справедливость, трудолюбие, ответственность, безопасность, солидарность, которые являются составляющими современного воспитания. Эти ценности становятся ориентиром в образовательной среде для каждого участника процесса – ученика, педагога, семьи и социума. За счёт активного вовлечения семьи и общественных институтов формируется коллективная атмосфера воспитательной среды. Социально воспитательная среда и сотрудничество – ключевые факторы формирования личности школьника.
Единая программа воспитания «Адал азамат» продолжает и развивает эффективные проекты предыдущей системы «Біртұтас тәрбие»:
* қамқор – экологические инициативы и волонтёрство;
* еңбегі адал – жас өрен – трудовая мотивация и профориентация;
* smart bala – цифровая грамотность и научно исследовательское мышление;
* шабыт – культурное и духовное развитие через искусство;
* ұшқыр ой алаңы – дебаты и интеллектуальные игры;
* балалар кітапханасы – читательская культура и развитие интереса к книгам.
Программа «Адал азамат» создаёт единое воспитательное пространство: единый визуальный стандарт (оформление интерьеров и экстерьеров школ через национальные символы и ценности), тематические месяцы (например, сентябрь – трудолюбие, май – единство, объединяющие уроки и внеклассные активности), новые форматы (утренние беседы «Өнегелі 15 минут», звонок кюй, национальные игры, включающие элементы культуры и патриотизма), что делает воспитание более вовлекающим и эмоционально насыщенным.
Для педагогов школ ключевым аспектом становится не только воспитание обучающихся, но и активное профессиональное развитие. Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт профессионального развития по Костанайской области» вносит значимый вклад в обсуждение и реализацию единой программы «Адал азамат» в школах, активно адаптируя свои курсы, семинары, вебинары и межкурсовые программы, чтобы педагоги могли не просто повысить квалификацию, но и стать носителями и трансляторами современных воспитательных подходов.
На занятиях используются интерактивные задания, позволяющие сделать их практико-ориентированными. Так, на курсе «Менеджмент воспитательной работы» педагоги знакомятся с современными методами воспитания, сами разрабатывают задания, интегрируя ценности в сценарии квестов: например, слушатели проходят виртуальные станции, где принимают этические решения, а затем обсуждают их в группе. Такой подход не только активирует мышление, но и становится заменой традиционных лекций. Во время групповой работы участники разрабатывают уроки на основе ценностей, мини акции, кейсы-проекты «Неделя традиций» в школе, «Неделя национальных игр», экочеллендж «Таза Казахстан», «Книжная акция с родителями». На курсе педагоги создают веб-квест «Ценности в действии». Сценарии включают вопросы о применении ценностей в повседневной жизни.
Продуктивно используются истории из практики, где обсуждаются ситуации, в которых нарушались или укреплялись ценности, помогая коллективной выработке решений. Ролевые игры и моделирование ситуации дают возможность учителям анализировать, как реагировать на случаи конфликта, буллинга или проявления патриотизма, принимая решения, основанные на ценностной модели «Адал азамат». Во время выездных практических занятий проводятся анализы уроков и внеклассных мероприятий с акцентом на ценностно-ориентированное воспитание.
Посткурсовое сопровождение, цифровая самооценка и мониторинг создают замкнутый цикл роста — от курса до школьной практики и профессионального обмена. Это укрепляет систему воспитания как в масштабах школы, так и страны.
Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» выступает центром формирования профессиональной среды, где обсуждаются новые тренды и практики воспитания, а также формируются навыки их трансляции в школе.
«Өрлеу» активно внедряет следующие трендовые форматы обучения:
* веб квесты: на мастер-классах педагоги учатся создавать тематические квесты с помощью Joyteka - погружение в актуальные темы через цифровую игру;
* семинары по глобальной компетентности: развитие межкультурного лидерства и исследовательского мышления у руководителей и педагогов;
* метакогнитивные технологии: повышение функциональной грамотности, способность рефлексировать и адаптироваться в образовательной среде;
* ИИ и цифровые инструменты: мастер-классы по использованию нейросети, искусственного интеллекта и других сервисов для создания образовательного контента.
Площадка «Өрлеу» усиливает среду сотрудничества, предоставляя педагогам пространство для обсуждения, практики и рефлексии, что позволяет не просто передавать ценности, а адаптировать их для конкретных школьных контекстов, усиливая персональную и профессиональную компетентность учителя.
На курсах педагоги начальных классов, обучающиеся по программе «Реализация ценностно-ориентированного подхода в начальной школе», осваивают современные методы её реализации, получают практические инструменты для формирования духовно-нравственных качеств у школьников, разрабатывают собственные уроки и воспитательные проекты с акцентом на ценности. Курсы помогают учителям сделать обучение более содержательным и воспитывающим, а школу – пространством развития гармоничной личности.
«Өрлеу» проводит курсы по начальной военно-технологической подготовке, где также используются интерактивные элементы реализации единой программы воспитания на уроках НВТП: обсуждение истории становления вооружённых сил РК, ролевые модели поведения, совместное проектирование военно-патриотических акций и многое другое. Воспитание молодёжи в духе национальных и боевых традиций вооружённых сил Республики Казахстан позволяет учителям не только овладеть методологией, но и предлагать ученикам активные форматы, связанные с программой «Адал азамат».
На курсах по глобальным компетенциям преподаватели «Өрлеу» обсуждают с педагогами ценности, обозначенные в единой воспитательной программе. Такое вовлечение формирует у участников опыт культурного осознания и обсуждения важности традиций, что они могут затем транслировать в интерактивной школьной среде. Использование арт-технологий, коллективного рисования, драматизации национальных сюжетов, интегрируют обсуждение ценностей – честности, сплочённости, патриотизма в визуальные и театрализованные задания, усиливают понимание их воспитательной значимости.
Курсы «Өрлеу» играют ключевую роль в профессиональном становлении педагогов, обеспечивая внедрение современной воспитательной программы «Адал азамат». Через ценностно-ориентированные кейсы, интерактивные тренды и проектную работу педагоги получают не просто знания, а практические инструменты для трансформации школьной среды и воспитания личности. Такой комплексный подход позволяет не только внедрить воспитательную программу, но и сформировать у педагогов навыки устойчивой личностной и профессиональной культуры, что отражается в подготовке и воспитании обучающихся как граждан своей страны.
Программа «Адал азамат» – это системный, ценностно-ориентированный педагогический проект, направленный на воспитание граждан страны, обладающих нравственными, культурными, социальными и экологическими качествами. Её инновационные форматы и структурированная реализация в единых стандартах по всей стране создают прочную платформу для формирования личности с устойчивым моральным и гражданским стержнем.
Интеграция культурных элементов школы, активное участие семьи и общества, тематические и визуальные инновации, а также опора на современные педагогические концепции – всё это делает единую программу воспитания актуальной и эффективной.
Наталья ИСТОМИНА,
старший преподаватель кафедры ЕМН филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области»
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».