В преддверии Нового года принято подводить итоги. И несмотря на непростой для всех год система образования Костанайской области стремится к постоянному развитию.
Открытие школы на 320 мест с государственным языком обучения в с. Карасу
Продолжается строительство новых объектов образования. К 2025 году в регионе возведут 13 новых школ для создания комфортных условий обучения восьми тысяч школьников. Уже начато строительство трёх современных школ для 2200 городских и сельских детей: в Карабалыкском районе и в активно строящихся микрорайонах областного центра «Береке» и «Кунай». На эти цели из местного бюджета выделено 5,9 миллиардов тенге. Продолжается ввод новых мест в дошкольных организациях.
Глава Фонда Первого Президента Дарига Назарбаева ознакомилась с работой нового кабинета поддержки инклюзии г. Рудного
На улучшение материально-технической базы школ направлено 4,5 миллиардов тенге. Школы области получили современные STEM-лаборатории и предметные кабинеты физики, химии, биологии. Проведены капитальные и текущие ремонты 87 объектов образования, обновлён спортивный инвентарь, оборудование столовых. 18 новых автобусов пополнили автопарк сельских школ. На новых стеллажах в школьных библиотеках в рамках республиканского проекта «Читающая школа – читающая нация» разместились книги отечественных классиков и мировой литературы.
Благодаря III социальной инициативе Елбасы в текущем году введены в эксплуатацию два общежития на 750 мест для иногородних студентов на сумму порядка двух миллиардов тенге.
Создание условий для качественного образования сопровождается заботой о его методическом наполнении. В области запущен ряд новых образовательных проектов, начиная с дошколы, где основной упор делается на раннее развитие детей: «Поиграем в профессии», «Медиаграмотность в детском саду», эксперимент «Дизайн-мышление в детском саду», «Балабақшадан бизнеске», внедряется методика геймификации.
Аким области в библиотеке ОШ №27 г. Костаная, пополненной литературой в рамках проекта «Читающая школа – читающая нация»
Действуют новые проекты и в среднем образовании. Транслируя передовой опыт, запущен проект «Педагог в непрерывном образовании», направленный на увеличение числа выпускников школ, мотивированных на выбор педагогических специальностей. Для осознанного выбора профессии учителя в сельской школе открыт класс школьников, желающих стать педагогами, «Болашақ педагог мектебі».
Показателен опыт Тогузакской школы Карабалыкского района, где почти половина педагогов – из числа её выпускников. Это яркий пример любви к родному селу и эффективной профориентационной работы со школьниками. 21 декабря Тогузакской школе присвоен статус Клуба Юнеско. Это почётный статус, дающий новый импульс к развитию.
Два важных института воспитания – семья и школа – должны действовать в тесном тандеме. Именно с этой целью разработан и запущен региональный проект «Үндестік» по новому формату взаимодействия, направленный на развитие партнёрских отношений между школой и родителями, где в центре интересов – наши дети, их успешность и реализация потенциала.
В области работают свыше 21 тысячи педагогов, из них более 80% с высшим образованием. По сравнению с прошлым учебным годом практически вдвое увеличилось число педагогов-модераторов, экспертов, исследователей, растёт количество педагогов-мастеров. Педагогов с академической степенью магистра стало больше в 2,5 раза.
С целью поддержки педагогов и повышения качества и эффективности образовательного процесса в малокомплектных школах реализуется проект «Мобильный учитель». Вместе с повышением мастерства педагогов для сокращения разрыва между городом и селом ведётся системная работа по улучшению материально-технической базы школ. Так, в 2021 году модернизированы 82 сельские школы на общую сумму 4,8 млрд тенге, а до 2025 года будут модернизированы ещё 325 школ.
С целью развития IT-компетенций с 2018 года в области действует специализированная школа-интернат информационных технологий «Озат», в 13 колледжах области получают профессию 1200 будущих IT-специалистов. Благодаря помощи меценатов открыто 110 IT-классов и кабинетов робототехники на общую сумму 335 млн тенге. В двух колледжах действуют современные IT-центры с инновационным оборудованием.
Молодёжь Костанайской области имеет возможность получить качественное профессиональное образование, востребованные профессии в 34 колледжах. В новом учебном году в них обучаются более 22 тысяч человек. За последние два года 10 колледжей области приняли участие в проекте МОН РК «Жас маман», что позволило модернизировать материально-техническую базу и повысило эффективность подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда. На эти цели было направлено порядка 3 млрд тенге: приобретено современное учебное оборудование ведущих мировых брендов для лабораторий и учебно-производственных мастерских.
В ходе визита министр образования и науки Асхат Аймагамбетов ознакомился с реализацией проекта «Жас маман» в Костанайском политехническом высшем колледже
В рамках проекта «Серіктестік алаңы» Центр компетенций реализует систему сетевого взаимообучения, используя возможности новейших лабораторий и мастерских как площадки для подготовки учащихся всех колледжей области. Колледжи области ведут подготовку кадров на дуальной основе. Социальными партнёрами стали крупные предприятия региона: «Баян-Сулу», «СарыаркаАвтопром», «Костанайский агромеханический завод», «АгромашХолдинг». В рамках заключённых меморандумов ведётся подготовка специалистов для строящихся заводов ПАО «КАМАЗ» и филиала Минского тракторного завода. Такое тесное сотрудничество с социальными партнёрами помогает подготовить высококлассных специалистов в соответствии с реальными потребностями рынка труда.
Важным показателем работы организаций ТиПО является чемпионат профессионального мастерства WorldSkills. В этом году наша сборная завоевала шесть золотых, четыре серебряных, две бронзовые медали и семь медальонов за профессионализм.
Решается задача оказания поддержки детям с особыми образовательными потребностями. Для создания необходимых условий в шаговой доступности не только увеличена сеть кабинетов психолого-педагогической коррекции с 12 до 14, но и открыты шесть кабинетов поддержки инклюзии и ресурсных центров.
В этом году юбилейная десятая церемония награждения лучших учителей страны прошла на Костанайской земле, родине великих казахских просветителей и писателей. Костанайская область подарила миру Ибрая Алтынсарина, 180-летие со дня рождения которого мы отметили в этом году, Ахмета Байтурсынова, Чокана Валиханова и Спандияра Кубеева. Новое поколение педагогов не только бережно хранит наследие выдающихся сынов казахского народа, но и стремится достичь вершин профессионального мастерства. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в ходе визита посетил школы и колледжи области и наградил 64 лучших педагогов, победителей республиканского конкурса из всех регионов страны.
В год 30-летия независимости Казахстана нашими юными спортсменами, певцами и учёными достигнуты значимые победы. Команда области завоевала золото республиканской гимназиады школьников, стала бронзовым призёром в республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам: по итогам олимпиады в копилке области 28 призовых мест. Научные и творческие проекты принесли нам золото республиканского конкурса «Первый шаг к великому изобретению» и серебро конкурса «Моя инициатива – моей Родине». Сразу пять школьников стали победителями и лауреатами ІІІ республиканской детской премии «Жас өркен».
Мы уверены, что новый год откроет новые яркие имена и станет временем новых свершений!
Зауре БАЙМЕНОВА,
руководитель управления образования акимата Костанайской области
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.