Вызов времени: цифровой мир – цифровая школа

Выпуск - №33-34 (429-430)   :   28.08.2020
245

Сегодня тренд на цифровизацию является одним из ключевых векторов развития практически во всех сферах деятельности. Система образования также не является исключением. Повсеместно в стране и в мире начали внедряться новые подходы с ориентиром на «цифру». 

Гульнара МОЛДАЖАНОВА, замдиректора по УРЦифровизация стремительно стала глобальным трендом. В мире функционируют 35 миллиардов устройств, что позволяет постоянно генерировать данные и обмениваться ими. Эта цифра в пять раз больше, чем население мира. Всё это демонстрирует глобальную вовлечённость в процессы цифровизации. 
Первостепенно для развития эффективной цифровой экосистемы в Казахстане в декабре 2017 года была утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан». В рамках этой программы уделяется внимание обновлению отечественной системы образования. В частности, акцент в программе сделан на повышение цифровой грамотности на всех ступенях образования. 

В настоящее время по цифровизации образования и науки ведётся работа по трём направлениям. Первое – это развитие информатизации в системе среднего образования, второе – автоматизация процесса управления образованием и наукой, и третье – подготовка IT-специалистов, которая отражена в вышеуказанной программе. В современных условиях каждое из этих направлений актуально и значимо.

Достижением успешных результатов по первому направлению является переход к более раннему обучению ИКТ и качественное техническое оснащение. Обе эти меры постепенно реализуются. Так, в 2020 году начало обучения предмета «Информатика» сдвинулось на более ранние сроки. Теперь ученики средних школ познают азы информатики не с 3 класса, а с 1-го. Это предусматривает обновление содержания учебных программ с учетом IT-компетенции, 3D-принтинга, робототехники и актуальных языков программирования. Также осуществляется модернизация и пополнение учебных заведений компьютерной и мультимедийной техникой. Так, в Мичуринскую среднюю школу были поставлены 30 новых компьютеров, что существенно снизило показатель количества учеников на один компьютер (с 4,5 до 3,5).



В дошкольном образовании была внедрена система автоматического распределения в детсады «Индиго». А в среднем образовании автоматизация процессов сконцентрирована на трёх системах: НОБД, электронный журнал (Күнделік) и образовательный портал «Sakura». Система НОБД в МичуринскойСШ была внедрена с 2013 года, ежегодно она обновляется и пополняется новыми данными. С электронным журналом  «Күнделік» мы начали работать с 2017 года и успешно закончили третий год обучения в данной системе. Наши педагоги, ученики и родители с огромным удовольствием принимают участие в образовательном процессе, организованном посредством этой системы. Система автоматического распределения в детсады «Индиго» и образовательный портал «Sakura: электронная школа» работают у нас с 2018 года, на сегодняшний день родители уверенно используют эти ресурсы для постановки детей в очередь в образовательные организации.  



В Казахстане также существует единая платформа с электронным учебным контентом BilimLand.kz, созданная в 2014 году, в базу которой вошли 40 000 видео- и интерактивных уроков. Данной системой могут пользоваться не только учащиеся школ, но и дети дошкольного возраста. Обучающие ресурсы доступны на трёх языках (казахском, русском и английском). Наши ученики и педагоги являются активными пользователями интернет-платформы, это прослеживалось как во время дистанционного обучения, так и до начала пандемии. 



В Казахстане цифровизация школьного образования является одним из ведущих трендов в процессе его реформирования. Видение школ будущего чаще всего связывается с постепенным переходом всех предметов на облачную систему обучения. Речь идет об онлайн-учебниках и виртуальных лабораториях, открытом образовательном контенте, гибком и индивидуальном подходе к каждому учащемуся. Домашние задания ученики смогут выполнять совместно в онлайн-режиме. Школьные библиотеки трансформируются в информационно-компьютерные центры. Переход на электронные учебники может стать одним из вариантов решения проблемы тяжелых школьных рюкзаков, ежегодно актуализируемых в начале учебного периода, а также во время введения карантина. 
Электронные учебники – это не что-то зафиксированное, утверждённое на много лет вперёд. Они постоянно адаптируются к реальному процессу обучения. 

На занятиях наши учителя также используют электронные учебники издательства «Алматыкiтап баспасы». Они находятся на сайте opiq.kz и интегрированы между собой. Это эстонская платформа, с которой сотрудничает казахстанское издательство. Дети и учителя пользуются учебниками бесплатно. Электронные учебники подходят для любого устройства: ноутбуков, планшетов, смартфонов. Здесь даны широкие возможности поиска: система позволяет найти как простой, так и сложный материал по теме. В электронных учебниках можно корректировать работу. То есть, если ученик неправильно сделал домашнее задание, он может начать сначала. Если говорить конкретно о платформе opiq.kz, тут есть возможность сопровождать уроки дополнительными материалами: учитель может вставлять ссылки, добавлять информацию, прикреплять файлы и другое. Знания по электронным учебникам усваиваются лучше благодаря тому, что информация поступает к детям по разным каналам: через текст, изображения, аудио и видео. В бумажном варианте это невозможно организовать.



Педагогический коллектив Мичуринской школы внёс огромный вклад в развитие электронных и цифровых ресурсов. Ведущие педагоги школы разработали порядка 10 электронных пособий, учебников и цифровых образовательных ресурсов по различным предметам, а также в рамках трёхъязычного образования, которые используются на уроках. Своим опытом неоднократно делились на районных и областных семинарах, учебно-методических и экспертных советах районного и областного уровней, все работы получили одобрение. 
В период дистанционного обучения педагоги нашей школы принимали активное участие в разработке видеоуроков на областном уровне, в областном дистанционном конкурсе видеоуроков, где заняли призовые места. Уровень ИКТ-компетентности нашего педагогического коллектива позволил в период дистанционного обучения разрабатывать видеоуроки для учеников, используя дистанционные образовательные технологии и применять их в обучении. Эта огромная методическая копилка стала важным подспорьем в проведении процесса обучения дистанционного формата. 


На фестивале IT-технологий с ребятами (2 место)

Безусловно, что переход на дистанционное образование – это временная и вынужденная мера из-за пандемии коронавируса. Однако целенаправленная государственная политика цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества, в частности, системы  образования стала наиболее эффективным ответом на вызовы и риски в условиях вынужденной самоизоляции. Поэтому цифровизация в дальнейшем ещё глубже будет проникать в нашу повседневную жизнь. А все виды дистанционного или онлайн-образования могут лишь частично решать задачи образования, но не смогут полностью заменить многовековое педагогическое наследие человечества и взять на себя миссию образования – формирование всесторонне развитой личности.
Цифровизация образовательной системы направлена на использование передовых технологий, как влияющих на содержательную часть, так и облегчающих, ускоряющих организационные процессы в образовании. Вместе с тем данные процессы должны не только активно внедряться, но и совершенствоваться по мере появления новых технологических и социальных изменений в обществе.
Программа цифровизации нашей школы предполагает создание комфортных и эффективных инструментов для всех вовлечённых в этот процесс участников: учеников, их родителей, педагогов, администраторов системы образования. При этом важно, что в стремлении цифровизации процесса обучения соблюдается оптимальный баланс живого человеческого общения и нахождения в виртуальной среде, своего рода синтез реального и цифрового мира. 

Айнаш ДАДАНОВА, 
директор,
Гульнара МОЛДАЖАНОВА,
замдиректора по УР,
Жаслан ЖАБАГЕНОВ, 
замдиректора по НМР Мичуринской СШ, Костанайский район 


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.