Современная система образования предполагает расширение сотрудничества между учителями: это совместная работа, обмен инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых подходов в преподавании и обучении.
И, конечно же, учителя нуждаются в обучении и поддержке, в частности, в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников. Задача каждого учителя в современной школе – повышение своего профессионального мастерства.
В любой организации образования существуют профессиональные связи между педагогами, основанные на доверии, обмене опытом. Если у школы высокий социальный капитал, то учителя имеют доступ к человеческому капиталу друг друга. То есть, учителя учатся друг у друга быстрее и эффективнее, заимствуют успешные практики друг друга, и как следствие, максимально поднимают свой уровень профессионализма. Вряд ли хорошими учителями становятся только тогда, когда читают литературу по педагогике. Работа учителя практическая, и для того, чтобы развивать своё профессиональное мастерство, важно наблюдать за тем, что делают другие педагоги, следить, что происходит с учениками на своих уроках.
Часто про ту или иную школу можно услышать: «В этой школе очень хороший коллектив». Однако даже если в этом коллективе есть объединение педагогов, и между ними происходит взаимодействие, постоянный обмен опытом, то взаимодействие в таком коллективе не всегда эффективно, если перед ними не стоит задача постоянного улучшения.
Как показывает практика, внедрение в общеобразовательных школах исследования урока позволяет педагогам провести планирование, реализацию и анализ результативности использования Lesson study не только в исследовании собственной практики преподавания. Этот метод также является эффективным способом профессионального взаимодействия учителей, которые готовы делиться с коллегами своим исследовательским и практическим опытом. Одним из наиболее важных аспектов является то, что в рамках данного подхода формируется культура сотрудничества, позволяющая повысить мотивацию в профессиональном росте учителя.
Критериями реализации педагогического взаимодействия при реализации подхода «Исследование урока» являются, во-первых, достижение целей, во-вторых, положительная динамика образовательных результатов учащихся и, в-третьих, позитивные изменения личности участников взаимодействия.
Как организовать взаимодействие педагогов ведущих школ, стремящихся к модернизации профессиональных качеств, развитию профессиональных взаимодействий вне школы? Социологи часто говорят: «Вы формируете свой круг общения, а ваш круг общения формирует вас». Круг профессионального общения формируется не просто и не быстро, тем не менее, есть некоторые шаги, которые могут этому способствовать. Например, участие во внешних мероприятиях: конференции, работа внутрисетевых сообществ, партнёрство с вузами и другими организациями образования.
В ноябре 2020 года, несмотря на сложные условия удалённого контакта, филиалы Центра педагогического мастерства в г. Костанае и г. Кокшетау, совместно с управлениями образования Костанайской и Акмолинской областей, Костанайским региональным университетом им. А.Байтурсынова для профессиональных сообществ ведущих и партнёрских школ Костанайской и Акмолинской областей представили диалоговую площадку для обмена опытом в рамках ежегодной региональной конференции «Исследование урока: опыт казахстанских школ». Тематика конференции по исследованию урока уже стала традицией для филиала ЦПМ г. Костаная. Каждый участник конференции имел возможность не только посетить виртуальную выставку постерных презентаций опыта работы педагогов ведущих школ, задать вопросы авторам исследований, оставить комментарий, но и принять участие в работе секций по различным направлениям и представить результаты деятельности педагогов своей школы на сайте ведущих школ.
Основная цель нашего сайта – создать условия деятельности профессиональных сообществ учителей по внедрению обновлённого содержания среднего образования. Во-первых, это возможность презентации собственных достижений и достижений ведущей школы, во-вторых, это площадка для публикации и обобщения опыта работы, в-третьих, это возможность общения. С помощью сайта каждый может найти интересные дополнительные материалы, встретить единомышленников, которые хотят поделиться опытом, а также рассказать о себе, представить коллегам интересный опыт своей работы, рассказать, в чём особенности школы как ведущей.
Е.Н. Куксо в своей книге «Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе» пишет: «Когда хотя бы один учитель загорается педагогической идеей, эффект расходится по всей организации, как круги по воде после падения камня. При этом в сетях, где существует много прочных связей между учителями, изменения распространяются быстрее и проще». И согласитесь, что здесь немалую роль играет, конечно же, мотивация учителя в обучении, его вовлечённость в этот процесс. Он должен не только учить, но и постоянно учиться, иметь в себе эту замечательную способность. Те, кто не учатся – не способны учить других.
Ольга БУРАГА,
менеджер-методист филиала Центра педагогического мастерства, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.