Совершенствование практики учителя, повышение мотивации учеников

Выпуск - №36(633)   :   19.09.2024
29


Учителя начальных классов общеобразовательной школы №6 г. Лисаковска на протяжении многих лет проводят исследовательскую работу по использованию педагогического подхода Lesson study для исследования того, как дети обучаются, как думают и меняют своё поведение на уроке.

Lesson study – это педагогический подход, который представляет собой исследование в действии на уроках и направлен на совершенствование практики учителя. Учитель, который заинтересован в улучшении и совершенствовании своей деятельности, в повышении мотивации своих учеников, обязательно раздумывает о проблемах обучения, вносит изменения в процесс преподавания, тем самым повышая своё профессиональное мастерство.

Елена Вадимовна является профессиональным куратором этой работы, она имеет соответствующую подготовку и на протяжении многих лет направляет исследования, помогает осуществлять подготовку, проведение и сбор данных по улучшению педагогической практики с использованием подхода Lesson study. Из всех типов исследования мы выбрали совместное исследование в действии, так как оно предполагает участие нескольких заинтересованных лиц, и проблема исследования может быть актуальной для всех членов методического объединения.

В прошедшем учебном году в методическом объединении начальных классов нашей школы была проведена серия уроков Шолпан Тюлендовной в 4 классе. Тема серии уроков литературного чтения – произведение Михаила Пришвина «Белая радуга» в контексте сквозной темы «Природные явления». Учитель вместе с куратором определили и сформулировали проблему исследования: недостаточность сформированности коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы в группе. Необходимо было проследить, как групповая форма работы влияет на формирование коммуникативной компетенции и стимулирует совместное приобретение знаний. В роли наблюдателей выступили учителя-исследователи Л.Пятак, И.Старкова и Н.Федченко.

Для наблюдения выбрали несколько представителей учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего показатели в общеучебных навыках. Были выбраны типичные представители каждого уровня обученности. Во время урока коллеги-наблюдатели концентрировали своё внимание сугубо на исследуемом ученике и далее постепенно старались расширить границы своего наблюдения до группы, в которой работал исследуемый ученик, и класса в целом. В листах наблюдения они отмечали ответы исследуемых учащихся на различных этапах урока, степень вовлечённости в совместную работу группы, проявление активности или пассивности.

На каждом уроке формирование групп осуществлялось различным образом. На первом уроке группы были разноуровневые, так называемые группы выравнивания, что позволило ученикам с более высокими показателями в учёбе показать пример правильного выполнения заданий, направить процесс работы в нужное русло, помочь ученикам с более низкими показателями усвоить изучаемый материал. Было отмечено, что при этом ученики с высокими показателями усваивали материал системнее. Этому способствовали следующие задания: определение лексического значения слова с помощью словаря или интернета, сравнение своих предположений с версией автора, выборочное чтение текста, нахождение ответов в тексте.

На втором уроке группы были однородные, что внесло в урок дух соревновательности и даже дискуссии. Учащиеся совместно находили приёмы художественной выразительности, составляли план текста, работали со словарём настроений, использовали приём «Две звезды, одно пожелание».

На третьем уроке были сформированы две группы ускоренные, которые состояли из учеников с высоким и средним уровнем подготовки, что позволило им выполнять задания возможного уровня: письмо главному герою, придумать своё продолжение рассказа. Также была группа учеников со средним уровнем и уровнем подготовки ниже среднего, которые работали с текстом и составляли характеристику главного героя. Именно в такой группе проявились ученики, которые имеют потенциал, но по каким-то причинам не реализовали возможности своего роста и развития в предыдущих группах.

Таким образом, в ходе исследования было доказано, что правильно организованная групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков абсолютно всех учащихся, независимо от уровня подготовки. А учитель благодаря помощи своих коллег имеет возможность проследить процесс формирования коммуникативной компетенции отдельно взятого ученика.


Людмила ПЯТАК, Елена ЗУБОРЕВА, Шолпан КУСТАВЛЕТОВА,
учителя начальных классов ОШ №6, г. Лисаковск

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.