Адаптация первоклассников: взгляд изнутри

Выпуск - №11(659)   :   19.03.2025
429

2
 

Педагогическая практика – это неотъемлемая часть подготовки будущих учителей, которая позволяет не только применить теоретические знания, но и приобрести ценный практический опыт. Во время практики в Тогузакской ОШ Карабалыкского района была возможность наблюдать за адаптацией первоклассников.
Этот опыт помог осознать, насколько важно создать комфортные условия для успешного включения детей в образовательный процесс. Кроме того, эта тема стала центральной в курсовой работе «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребёнка к школе».
Поступление в школу – это огромные перемены в жизни ребёнка. Им приходится привыкать к новому месту, новому распорядку, требованиям и людям. Процесс адаптации индивидуален и зависит от особенностей нервной системы ребёнка, его характера и уровня подготовленности к школе. Многие дети чувствуют себя неуверенно, тревожатся и сталкиваются с трудностями в общении со сверстниками. Этот период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

1


Особенно сложно приходится гиперактивным детям, которым трудно долго оставаться в одном положении, сосредотачиваться на заданиях и следовать школьным правилам. Они часто отвлекаются сами и мешают другим. Важно не ругать таких детей, а находить способы вовлечь их в процесс обучения.
На первых занятиях было заметно, что некоторые дети с трудом усваивают новые правила и испытывают дискомфорт. Особенно это касалось ребят, привыкших к свободной игровой деятельности в детском саду. Делаем вывод, что ключ к успешной адаптации – создание комфортной атмосферы и поддержка как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.
Было использовано несколько методов. Создание благоприятного психологического климата: быть доброжелательной, внимательно относиться к детям, поощрять их старания, что помогает им чувствовать себя уверенно и безопасно. Игровые методы обучения: включение активных игр в процесс помогает снижать тревожность и делает обучение более увлекательным. Индивидуальный подход: работая с гиперактивными детьми не наказывать их за непоседливость, а стараться заинтересовать материалом и вовлекать в процесс.
Проведённый вместе с научным руководителем анализ научных исследований по теме адаптации детей к школе, изучение методов психолого-педагогической поддержки, применение их в рамках практики, обсуждение наблюдений и полученных данных позволили более глубоко разобраться в проблеме и выработать эффективные стратегии помощи первоклассникам. Педагогическая практика дала ценный опыт работы с первоклассниками. Умение создавать комфортную атмосферу, использовать игровые методы и поддерживать детей в сложные моменты – это ключевые навыки, которые, на наш взгляд, должен развивать каждый учитель.

Светлана СМИРНОВА,
студентка 3 курса,
Нарзангуль НУРГАЛИЕВА,
научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин, замдиректора по НМР колледжа «Зерек»,
г. Костанай

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».