Букдайвинг: формирование читательской грамотности

Выпуск - №26-27(623-624)   :   02.08.2024
330

Whats-App-Image-2024-07-29-at-13-48-46

«Читать – это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», – писал Константин Ушинский. А много ли читают современные дети?
Да, они меньше читают книги, но вот читать в целом они стали значительно больше. Современный ребёнок прочитывает такой объём текстовой информации, какой его сверстнику 20-30 лет назад даже не снился. Сообщения в мессенджерах, тексты и комментарии в соцсетях, различные компьютерные сюжетные игры... Проблема в другом. Контент в интернете, который выбирает большинство, крайне примитивен. И вот уже понимание более длинных и сложных тем, более научных текстов становится проблемой. Про умение структурировать и пересказывать текст говорить тем более не приходится. Современные дети в этом отношении сильно отстают даже от своих родителей.
Так идёт деградация навыков работы со сложной информацией, умения её анализировать и делать выводы. Но именно эти навыки необходимо формировать у ребёнка начиная с первого класса. Чтение в начальный период обучения является одним из главных средств познания мира. Поэтому оно должно стать мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, формирования у него не просто интереса, а потребности в чтении книг.
В развитом обществе владеющий чтением человек считается национальной ценностью. Читающая нация складывается из любящих чтение детей. Главная задача − научить младших школьников работать с самыми разными видами текста, быстро анализировать и понимать суть информации, критически и логично мыслить.
В игровой форме знания усваиваются непроизвольно, без усилий. И здесь эффективно работает такой метод, как букдайвинг. Он основывается на образовательных технологиях: информационно-коммуникационная (работа с разными источниками информации. Большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении); здоровьесберегающая (позволяет создать зону психологического комфорта, смена видов деятельности помогает преодолеть усталость, уныние); личностно-ориентированная (создаётся учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся, предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи, обмениваться мыслями, мнениями).
Вид деятельности – внеурочная, в рамках республиканского проекта «Читающая школа – читающая нация»: еженедельное чтение книг в классах. Также такой формат работы над произведением можно применять и на уроках литературного чтения.
Работа над текстом строится в следующем порядке:
1. Дыхательная гимнастика и нейрогимнастика дайвера (полезна и для плавания, и для плавного чтения, формирует выносливость, внимание).
2. «Подарок учителя» (интересные факты об авторе произведения, загадка о герое произведения и т.д.).
3. Чтение произведения: текст за «шторкой» – маской дайвера. Читаем текст и закрываем прочитанное «шторкой», избавляемся таким образом от регрессии – повторного чтения одного и того же фрагмента текста (виды чтения разнообразные: «цепочкой», «по желанию», только девочки, только мальчики и т.д.).
4. «Полное погружение» (смысловое понимание текста). Ученики выполняют задания по заданному алгоритму. Автор произведения? Название? Жанр произведения? Словарик. Герои произведения? Тема произведения? Вопросы? (предлагает учитель, а также и дети учатся задавать свои вопросы к тексту). Основная мысль произведения? (что хотел сказать нам автор, чему научить). «Я» (обучающийся конструирует собственное значение: как бы ты повёл себя на месте героев произведения). Эффект «5D» (поиграть с текстом, «оживив» его, то есть текст нужно постараться услышать, увидеть, почувствовать запах и вкус, тактильные особенности; дети на этом этапе делятся впечатлениями о том, что они видят и чувствуют при чтении текста, демонстрируют мимикой, жестами характер и поведение героев, получая как можно больше информации для органов чувств, это позволяет не только лучше понять текст, но и надолго запомнить прочитанное).
Также для учеников есть возможность индивидуального «погружения» – это чтение на каникулах. Ребята ведут логбук – бортовой журнал погружений: записи о личных «погружениях» в чтение книг во время летних каникул, к записям добавляют рисунки-иллюстрации. В ходе такой деятельности у многих ребят повышается мотивация на личные достижения и рекорды.
В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы во многом зависит от учителя. Его задача выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Светлана КОВРИГА,
учитель начальных классов Большечураковской ОШ,
Алтынсаринский район

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.