География и развитие компетенций 4К

Выпуск - №40 (588)   :   27.10.2023
551

В условиях обновлённого содержания образования всё большее внимание уделяется развитию 4К-компетенций учащихся как основного направления функциональной грамотности. Данные компетенции являются важным навыком в современном информационном обществе, где требуется способность мыслить независимо, гибко анализировать и решать проблемы. 

Географ Николай Баранский говорил, «Ни один из предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов, как география». Каждый урок – деятельностный подход к обучению. Поэтому главная задача учителя организовать деятельность ученика на уроке, научить учиться. 

Уроки географии – это не только запоминание фактов о странах мира, климатических зонах и горных хребтах, но и возможность погрузиться в увлекательное исследование мира через моделирование. Географические объекты и явления представляет собой плацдарм для применения самых разнообразных моделей. 

Моделирование – это один из методов познания окружающей действительности на моделях. Географическое моделирование является эффективным инструментом развития 4К компетенций (коммуникацию (Communication), критическое мышление (Critical Thinking), креативность (Creativity) и сотрудничество (Collaboration) у учащихся. Творческая личность – это, прежде всего, самостоятельно мыслящая личность. Только самостоятельная мыслительная деятельность способствует всестороннему развитию. Метод моделирования позволяет ученикам создавать и использовать модели, которые помогают визуализировать и анализировать географические процессы и явления, объяснять сложные физические процессы, понять взаимосвязи между географическими объектами и решить задачи, связанные с человеческой деятельностью и воздействием на окружающую среду. Он применяется на разных уровнях – от масштаба глобальных изменений до изучения конкретных ландшафтов и территорий. Учащиеся могут использовать различные материалы: пластилин, картон, бумага, чтобы создать модели морей, рек, гор и других географических физических особенностей. 

Процесс моделирования включает три элемента: субъект (исследователь), объект исследования, модель. В современных географических исследованиях моделирование применяется для решения следующих задач:

* исследование структуры и функциональных зависимостей между компонентами геосистем; 
* выявление и изучение факторов территориальной организации природы и общества; выявление и количественная оценка тесноты взаимосвязей между компонентами геосистем как внутри системы, так и между системой и средой; 
* разработка обобщающих показателей устойчивого функционирования и развития геосистем под воздействием различных факторов; оценка степени антропогенного воздействия на природные системы; 
* рассмотрение динамики развития территориальных систем на разных этапах их исторического развития;
* исследование наиболее существенных свойств природных территориальных природных, хозяйственных систем;
* исследование динамики геосистем в целом и её отдельных элементов;
* географическое районирование и типология территориальных систем;
* научное обоснование управления геосистемами;
* прогнозирование развития геосистем в определённый отрезок времени.

Модели в географии выполняют разнообразные функции. Выделяют следующие функции моделей. Логическая: выявление и объяснение механизма развития конкретного явления. Конструктивная: создание теорий и познание законов. Познавательная: содействие в распространении научных идей. Систематизирующая: определение необходимой информации, её сбор и систематизация, рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем.

Включение географического моделирования в учебный процесс позволяет развить у учащихся ряд важных навыков и компетенций:

* коммуникация: географическое моделирование требует анализа данных и построения пространственных моделей. Учащимся предоставляется возможность развить навыки анализа информации, выявления закономерностей и тенденций), 
* критическое мышление: географическое моделирование подразумевает анализ данных, оценку качества информации и построение логических связей между географическими факторами. Учащиеся учатся критически мыслить, доказывать свои аргументы и принимать обоснованные решения, предлагать новые идеи и подходы к изучению и пониманию географических явлений;
* креативное мышление: географическое моделирование позволяет учащимся развить свою творческую мысль. В процессе задачи моделирования ученики сталкиваются с решением нестандартных задач, требующих креативного подхода. Они должны представить, какой тип модели лучше подойдет для описания географического явления, и использовать различные инструменты и техники для создания моделей;
* Сотрудничество: географическое моделирование даёт учащимся возможность работать в команде. В процессе создания географических моделей ребята обмениваются идеями, решают задачи вместе и сообща принимают решения. Они также должны быть способны слушать и понимать точку зрения других людей и строить аргументы в поддержку своих идей.

Выделяют пять основных этапов формирования 4К-компетенций посредством моделирования в обучении географии: диагностико-прогностический, этап планирования учебной деятельности по созданию географических моделей, опытно-экспериментальный этап создания географических моделей, аналитический этап создания географических моделей, этап представления результатов обучения. Задача учеников –  поэтапная деятельность по созданию географических моделей. Задачи учителя – наблюдение, осуществление косвенного руководства деятельностью по созданию географических моделей.

Моделирование в географии может быть основано на различных подходах и методологиях. Одним из наиболее распространённых типов моделей в географии являются физические модели. Они используются для изучения процессов, связанных с физической структурой и функционированием нашей планеты. Например, с помощью физических моделей исследуются изменения климата, распределение водных ресурсов, развитие экосистем и другие физические процессы.

Другим типом моделей являются экономические модели. Они используются для изучения взаимосвязей между экономическими процессами и географическими факторами. Например, экономические модели помогают определить оптимальное расположение предприятий, анализировать влияние различных экономических факторов на развитие регионов и стран.

Также в географии используются социальные модели, которые исследуют влияние социальных факторов на географические процессы. Например, с помощью социальных моделей изучаются миграционные процессы, распределение населения, различия в развитии городов и другие социально-географические вопросы.

Одной из основных целей моделирования в географии является прогнозирование различных процессов и явлений на Земле. Например, с помощью моделей могут быть разработаны прогнозы изменений климата на будущее, оценены последствия строительства нового автомобильного моста на окружающую среду или спрогнозированы тенденции развития городов.

Ещё одним подходом к моделированию в географии является статистическое моделирование, которое использует статистические методы для анализа и предсказания географических данных.

Создание и исследование моделей является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия, лучше понять географические концепции. С начальной школы ребята знают, что глобус – модель Земли. Они видят идеально правильной формы шар и знают о шарообразности Земли. Придя в среднее звено, школьники узнают, что Земля не шар, а геоид, т.е. приплюснута у полюсов. Вот здесь и возникает «почему?». Наглядно и быстро это объяснить поможет модель «Приплюснутый шар». Изучая внутреннее строение Земли можно предложить учащимся самостоятельно смоделировать дома «Неоднородный волчок». Образование горных пород тоже можно показать при помощи простых моделирований. Показать смятие пород можно при помощи модели «Складки».

Географическое моделирование – неотъемлемая часть географического исследования, представляет собой ценный инструмент для развития 4К-компетенций у школьников, что является важным для их будущего личностного и профессионального развития, повышает учебную мотивацию к предмету. Освоив моделирование, учащиеся легко решают многочисленные разнообразные географические задачи, поставленные учителем, что указывает на степень усвоения ими материала. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале. Творческое и глубоко продуманное использование различных видов моделей создаёт прекрасные развивающие возможности как для учащихся, так и для педагогов, обеспечивает современный, качественный уровень образовательной деятельности на занятиях.

Марина ПРАЩУР, 
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.