Применение современных методов на уроках информатики в сельских малокомплектных школах позволяет не только повысить качество образования, но и раскрыть индивидуальный потенциал каждого ученика.
Однако материально-техническая база таких школ не всегда соответствует современным требованиям. Как сделать уроки информатики доступными и увлекательными в условиях ограниченных ресурсов?
На сегодняшний день, малокомплектные школы сталкиваются с рядом сложностей: нехватка современной техники, недостаток квалифицированных специалистов и низкая мотивация учащихся к изучению технологий. Вместе с тем такие школы обладают значительными преимуществами перед большими школами: возможность индивидуального подхода, работа в небольших группах и тесное взаимодействие с родителями. Эти особенности создают уникальные условия для внедрения новых методик.
Современные методы обучения информатике помогают преодолеть перечисленные вызовы. Использование доступных цифровых инструментов, внедрение проектной деятельности, применение смешанного обучения и интерактивных технологий позволяют компенсировать недостаток ресурсов. Приведу несколько примеров, как сделать уроки информатики интересными, продуктивными и полезными для школьников.
Одной из главных задач на уроках информатики я считаю обучение детей основам алгоритмического мышления. Для этого на занятиях я использую платформу «Code.org», которая позволяет изучать программирование в игровой форме. Работа организована следующим образом. Одна группа выполняет задания на платформе за компьютерами. Вторая группа разрабатывает алгоритмы на бумаге, что особенно важно для учеников, у которых дома нет доступа к компьютеру. После выполнения задания мы обмениваемся результатами, обсуждаем сложные моменты и находим пути их решения. Такой подход помогает детям понять, как алгоритмы работают на практике, развивает навыки сотрудничества и аналитическое мышление.
В нашей школе всего один набор для робототехники, но это не мешает нам успешно его использовать, а также применять в работе подручные средства. С ребятами мы собираем простейших роботов, программируем их и управляем ими. Управление осуществляется через алгоритмы, написанные на бесплатной платформе Scratch, которая идеально подходит для начальных классов. Ребята приходят в восторг, когда их роботы начинают двигаться! Такие занятия не только развивают технические навыки, но и прививают интерес к инженерии. Дети учатся работать с механизмами и алгоритмами, получая первый опыт создания собственных проектов.
В сельской школе у детей редко бывает возможность посещать музеи и выставки. Для решения этой проблемы я использую Google Earth и виртуальные туры. На уроках информатики дети находят свою деревню на карте и изучают близлежащие города, исследуют культурные памятники, пишут мини-отчёты о том, что их впечатлило. Эти виртуальные путешествия помогают школьникам почувствовать себя частью большого мира, расширяют их кругозор и развивают навыки работы с информацией.
Смешанное обучение стало настоящей находкой для нашей школы. На своих уроках я комбинирую оффлайн- и онлайн-методы. Например, при изучении текстовых редакторов я записываю небольшие видеоролики с инструкциями, которые дети могут посмотреть дома. На уроке мы разбираем возникшие вопросы и применяем знания на практике. Те ученики, у которых дома нет компьютера, выполняют задания в классе, используя школьные компьютеры или собственные смартфоны. Это делает обучение доступным для всех детей, независимо от их условий.
Одним из самых запоминающихся уроков стало создание мультимедийного проекта о нашем селе Тогузаке. Учащиеся собирали фотографии деревни, записывали интервью с родственниками о местных традициях, создавали интерактивные презентации с помощью PowerPoint. Готовый проект мы представили на школьной конференции. Этот опыт научил детей работать в команде, обрабатывать информацию и гордиться своей малой родиной.
Применение современных методов на уроках информатики дает ощутимые результаты. Дети с удовольствием приходят на занятия, зная, что их ждут увлекательные задания. Ученики понимают, что технологии – это инструмент, который поможет им в учёбе и жизни. Даже в условиях сельской школы дети видят, что они способны освоить технологии наравне с городскими сверстниками.
Опыт работы в Тогузакской школе показывает, что современные методы обучения информатике могут быть успешно реализованы даже в сельской местности. Главное – не бояться экспериментов, использовать все доступные ресурсы и верить в возможности своих учеников.
Владимир ЛЫСЕНКО,
учитель информатики Тогузакской ОШ, Карабалыкский район