В современном мире, где технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, учителю важно не только быть носителем знаний, но и проводником в цифровой реальности, сохраняя при этом душу предмета. Особенно актуально это в преподавании гуманитарных дисциплин, таких как русский язык и литература, где необходимо развивать речь, мышление, культуру общения и нравственные ориентиры.
Сегодня я стремлюсь к тому, чтобы мои уроки стали не только источником знаний, но и пространством, где ученик раскрывает себя как личность. В этом мне помогает платформа TopIQ.kz, которую я активно использую в 5, 6, 9 и 10 классах. TopIQ.kz – это не просто электронный учебник, а интерактивная образовательная среда, где сочетаются текст, видео, практические задания, тренажёры, визуализация и самооценка. Платформа помогает строить уроки осознанно, гибко и индивидуально.
На уроках русского языка:
• объяснение грамматических тем проходит с использованием наглядных анимаций и интерактивных заданий;
• учащиеся тренируются в орфографии и пунктуации, сразу видят результат и учатся самостоятельно исправлять ошибки;
• темы, вызывающие трудности – такие как «деепричастный оборот» или «знаки препинания в сложных предложениях» – становятся понятнее благодаря пошаговым инструкциям и обратной связи.
На уроках литературы:
• учащиеся визуализируют сюжет, работают с ключевыми сценами, сравнивают персонажей и авторские позиции;
• платформа помогает организовать обсуждение и перейти от простого пересказа к аналитике и интерпретации текста;
• при изучении таких произведений, как «Шинель» Н. В. Гоголя в 9 классе, школьники с помощью платформы учатся не только анализировать, но и осмыслять социальные и нравственные проблемы, что особенно важно для формирования ценностных установок.
В 5-х и 6-х классах ученики с радостью воспринимают формат интерактивного обучения. При изучении тем «Корень слова» и «Части речи» они с интересом выполняют игровые задания, распределяют слова по категориям, заполняют таблицы.
В 9 классе, при изучении «Шинели», платформа помогла развернуть важный разговор о несправедливости, одиночестве и достоинстве человека. Благодаря структурированным заданиям ученики смогли аргументированно выражать свои мысли, а также написать мини-эссе на тему «Маленький человек в большом мире».
В 10 классе, на уроках, посвящённых стилям речи и публицистике, ученики сравнивали тексты разных жанров, анализировали структуру аргументации, тренировались писать сочинения-рассуждения, ориентируясь на критерии итоговой аттестации. Платформа придала их работе уверенность и системность.
Ученики 5, 6, 9 и 10 классов положительно отзываются о платформе. На рефлексивных этапах звучат такие фразы: «Я понял, что могу сам проверить себя и исправиться» (5 класс); «Интересно проходить задания – как будто в игре, но учишься» (6 класс); «Стало проще писать сочинения – я теперь заранее думаю, как построить текст» (9 класс); «TopIQ помогает упорядочить мысли и готовиться к экзамену без паники» (10 класс).
Регулярное использование TopIQ.kz даёт устойчивый положительный эффект:
• повышается мотивация и интерес к предмету;
• формируются навыки самооценки и саморазвития;
• развивается устная и письменная речь, критическое мышление;
• укрепляется чувство личной ответственности за результат;
• появляется готовность к аргументированной позиции, что особенно важно в условиях информационного общества.
Технологии не противопоставляют себя традиции – если использовать их с умом и осмысленной целью. TopIQ.kz помогает гуманитарному образованию звучать современно, оставаясь при этом глубоким и содержательным. Ученик не просто запоминает правила или сюжеты – он формирует мировоззрение, учится понимать, чувствовать, размышлять, делать осознанный выбор.
Воспитать читающего и думающего ученика – без преувеличения, задача национальной важности. И если в этом помогают цифровые инструменты, значит, они действительно служат правильной цели.
Гизат АХМЕТЧИН,
учитель русского языка и литературы
Новонежинской ОШ им. Б.Кенжетаева,
Аулиекольский район
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».