Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей: пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию, повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог, управлять диалогом, направляя его в нужное русло, удерживать инициативу в общении.
На уроках традиционно именно учитель объясняет новый материал, который в любом случае знает лучше любого ученика, а также знает методику и технику его изложения. Зная свой предмет, учитель не испытывает сложности объяснить новый материл. Другое дело, когда необходимо проверить знания, умения и навыки учащихся на уроке, где главным действующим лицом становится ученик со своими особенностями в психологическом развитии, в отношении к учебной работе, знаниям и умениям вообще и по данному уроку в частности, даже с собственным настроением в данный момент. В этом случае к каждому ученику нужно подобрать ключ, который будет способствовать более точному выявлению знаний и умений, обучению конструированию ответа.
На помощь в таких ситуациях мне приходит дидактический материал «Горячие вопросы», содержащий в себе восемь типов вопросов: тонкие, толстые, простые, уточняющие, оценочные, творческие, практические и объясняющие. Особенность таких вопросов в их формулировке, поскольку грамотная формулировка делает так, что ученику самому хочется хорошенько подумать и дать ответ.
Выходя к доске, учащиеся сами выбирают тип вопроса, соответственно, создаётся некая ситуация успеха, когда ученик самостоятельно оценивает свой уровень знаний по теме, что даёт ему возможность справиться с заданием.
Виталия ГАНИЕВА,
учитель истории и права ОШ №2, г. Тобыл
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».