Горячие вопросы на уроках истории

Выпуск - №36(633)   :   19.09.2024
31

Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей: пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию, повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог, управлять диалогом, направляя его в нужное русло, удерживать инициативу в общении.

На уроках традиционно именно учитель объясняет новый материал, который в любом случае знает лучше любого ученика, а также знает методику и технику его изложения. Зная свой предмет, учитель не испытывает сложности объяснить новый материл. Другое дело, когда необходимо проверить знания, умения и навыки учащихся на уроке, где главным действующим лицом становится ученик со своими особенностями в психологическом развитии, в отношении к учебной работе, знаниям и умениям вообще и по данному уроку в частности, даже с собственным настроением в данный момент. В этом случае к каждому ученику нужно подобрать ключ, который будет способствовать более точному выявлению знаний и умений, обучению конструированию ответа.

На помощь в таких ситуациях мне приходит дидактический материал «Горячие вопросы», содержащий в себе восемь типов вопросов: тонкие, толстые, простые, уточняющие, оценочные, творческие, практические и объясняющие. Особенность таких вопросов в их формулировке, поскольку грамотная формулировка делает так, что ученику самому хочется хорошенько подумать и дать ответ.

Выходя к доске, учащиеся сами выбирают тип вопроса, соответственно, создаётся некая ситуация успеха, когда ученик самостоятельно оценивает свой уровень знаний по теме, что даёт ему возможность справиться с заданием.


Виталия ГАНИЕВА,
учитель истории и права ОШ №2, г. Тобыл

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.