Интеграция знаний Как содержание обучения меняет взгляд на изучение учебных предметов

Выпуск - №25-26(673-674)   :   06.08.2025
315

image

Современная школа часто сталкивается с вопросом: чему и как учить? По традиции обучение в школе строится на изучении отдельных учебных предметов – математики, химии, географии, истории и т.д. И у каждого предмета своя программа, своя логика и, конечно же, свой учитель.
Но в реальной жизни всё устроено совсем иначе, события и явления переплетены между собой, и невозможно по-настоящему понять окружающий мир, рассматривая его лишь через призму отдельных дисциплин. Поэтому современное образование стремится к целостному подходу, когда знания объединяются, дополняют друг друга и помогают формировать у школьников целостное мировоззрение.
Именно поэтому в школьной практике всё чаще звучит понятие междисциплинарный подход. Это способ, который позволяет готовить учащихся к жизни в быстро меняющемся мире, где для принятия решений важна интеграция между различными областями знаний. Междисциплинарный подход на уроках – это не просто объединение нескольких тем, а осознанное проектирование учебных ситуаций, в которых знания из разных предметов помогают решать реальные, жизненные задачи.
На курсах повышения квалификации педагоги всё чаще сталкиваются с необходимостью пересмотра привычных подходов к преподаванию. Вместо изолированного изучения тем больше внимания уделяется разработке интегрированных заданий, которые отражают реальные вызовы современного мира и требуют межпредметных знаний. Во время обучения на курсе повышения квалификации по теме «Эффективные пути обучения географии аспектам охраны окружающей среды» учителя географии работали с кейсами, один из которых «Чистая вода и чистая репутация: вызовы для аграрного региона», посвящён экологическим и социальным проблемам Костанайской области. В кейсе была представлена ситуация по планированию и реализации программы «Зелёное сельское хозяйство», где необходимо было представить научно обоснованные предложения, учитывающие природные условия, химическую нагрузку и принципы устойчивого развития.
Географы сосредоточились на анализе природно-ресурсного потенциала региона. Они рассматривали карту водных ресурсов, выявляли зоны повышенного риска засух и опустынивания, анализировали изменение ландшафтов и использование земель. Особое внимание было уделено взаимосвязям между географическими условиями и хозяйственной деятельностью, что позволило понять причины экологических проблем с точки зрения пространственной организации.
В ходе работы учителя географии определяли шаги взаимодействия с коллегами-химиками, что позволило дополнить анализ оценкой химической нагрузки на почвы и воду. В планировании взаимодействия с коллегами педагоги смоделировали устойчивые сценарии развития сельского хозяйства, включая альтернативные методы использования удобрений, очистку воды и биоразнообразие.
Одним из ключевых образовательных моментов стало формирование командных проектных решений. Учителя не только разработали предложения по внедрению экологичных технологий, но и продумали образовательную составляющую: как объяснять местным жителям и школьникам важность перехода к «зелёному» земледелию, какие задания можно использовать в учебной практике, чтобы сформировать у учащихся экологическое мышление и системное восприятие проблем.
Работа над кейсом показала, что даже в рамках одного предмета – географии – можно раскрыть глобальные и локальные вызовы, выйти за пределы учебника и приблизить обучение к реальности. Такой подход делает уроки не только содержательными, но и социально значимыми, а у учителя появляется новая роль проводника между знаниями, практикой и ценностями устойчивого будущего.
Продолжая тему курса, стоит отметить, что планирование взаимодействия между учителями различных предметов расширяет как горизонт мышления самих педагогов, так и обучающихся. Сотрудничество географов и химиков дало импульс к созданию межпредметного проекта, который может быть реализован в школе. Например, учебный модуль «Экология региона: проблемы и решения» позволяет объединить темы по химии (состав воды, агрохимикаты, кислотность почв), географии (водные ресурсы, сельское хозяйство, климатические риски) и биологии (влияние загрязнений на биоценозы, экосистемы). Также междисциплинарные задания дают возможность педагогам обсуждать с учениками темы, которые выходят за рамки учебной программы и глубоко волнуют современное общество, такие как изменение климата, продовольственная безопасность, охрана природы, ответственное потребление. Такие задания становятся инструментом гражданского и экологического воспитания.
В процессе обучения на курсах педагоги отмечали, что кейс-метод и интеграция предметов помогают увидеть новые роли учителя: наставника, координатора учебного процесса, инициатора проектной деятельности. Это требует новых профессиональных навыков, в том числе умения работать в междисциплинарной команде, владения методами фасилитации и дизайн-мышления, разработки сценариев обучения, основанных на реальных вызовах.
Интеграция на практике – это путь к созданию школы, которая учит жить, думать и действовать в контексте сложных, взаимосвязанных проблем современности, где педагоги не просто проводят уроки, а помогают соединять знания воедино. В этом и заключается настоящий профессионализм в эпоху перемен.
Таким образом, обучение на курсах повышения квалификации имеет важное значение, поскольку позволяет педагогам освоить современные подходы, в том числе междисциплинарные. Это расширяет профессиональные компетенции, методический инструментарий, способствует профессиональному росту педагога и помогает выстроить обучение так, чтобы оно отражало реальные вызовы времени и формировало у школьников необходимые навыки XXI века. Мы рады, что всё больше педагогов проявляют интерес к междисциплинарному подходу и стремятся внедрять его в свою практику. Уверены, что совместными усилиями мы сможем сделать обучение более целостным, интересным и значимым для каждого ученика.
 
 

Ольга БУРАГА,
старший преподаватель АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР

по Костанайской области

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».