Казахские традиции на уроках физкультуры

Выпуск - №15(663)   :   17.04.2025
368

2

На уроках физической культуры в школах всё большее внимание уделяется внедрению традиционных казахских национальных игр. Эти игры не только сохраняют и развивают культуру народа, но и способствуют улучшению физической подготовки школьников, укреплению здоровья и развитию командного духа.
Казахские национальные игры имеют долгую историю и корни, уходящие в древность. Они были не только развлечением, но и важным элементом повседневной жизни кочевых народов. Эти игры служили для развития физической силы, ловкости, выносливости, а также навыков командной работы и стратегии. Среди наиболее известных казахских национальных игр можно выделить кокпар – командная игра, в которой игроки на лошадях соревнуются за овечью тушу, стремясь увезти её на свою территорию, асык ату, бес асык – игра с костями, популярная среди детей, развивающая точность и внимание, тогызкумалак – интеллектуальная настольная игра, развивающая логику и стратегическое мышление, бука тобе – игра на лошадях, в которой участники соревнуются в ловкости и скорости, кыз қуу – игра, где мальчики и девочки на лошадях соревнуются в умении ездить и ловко маневрировать.

1


Важность внедрения казахских игр в уроки физической культуры. Физическое развитие: казахские игры способствуют укреплению мышц, развитию координации движений, гибкости и выносливости. Например,
игры кокпар и бука тобе требуют от участников быстроты реакции и отличной физической подготовки, что способствует общему укреплению здоровья школьников. Психологическое и эмоциональное развитие: национальные игры учат детей работать в команде, соблюдать честность и справедливость. Они развивают такие качества, как лидерство, внимание, терпимость и умение справляться с неудачами. Игры с элементами состязательности придают школьникам уверенность в себе и учат держать победу с достоинством.  Сохранение культурного наследия: внедрение народных игр на уроках физической культуры способствует сохранению культурных традиций и укреплению идентичности. Развитие творческих и умственных способностей: такие игры, как тогызкумалак развивают у школьников логическое мышление и внимание к деталям, что помогает им в других учебных дисциплинах.

1


Преимущества применения казахских игр на уроках физической культуры.  Инклюзивность: казахские игры можно адаптировать для детей разного возраста и уровня физической подготовки. Это делает их доступными для всех школьников, независимо от их спортивных достижений. Укрепление связи между поколениями: участие в национальных играх на уроках физической культуры способствует укреплению связи между школьниками и их семьями. Дети могут передавать знания и навыки, полученные на уроках, своим родителям и бабушкам с дедушками, тем самым создавая межпоколенческую связь. Моральное воспитание: в процессе участия в играх дети учат друг друга честности, уважению к сопернику, соблюдению правил игры и справедливости. Эти качества являются важной частью воспитания и формирования личности школьников.
Казахские народные игры на уроках физической культуры – это не только способ улучшить физическую подготовку школьников, но и важный элемент сохранения культурных традиций. Внедрение этих игр в школьную программу способствует развитию физической и интеллектуальной активности учеников, укреплению их здоровья и воспитанию командного духа, воспитанию уважения к культуре и истории Казахстана.

Антонина ПАРХОМЕНКО,
учитель физической культуры Береговой ОШ, район Б.Майлина

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.