Комплексная работа с текстом

Выпуск - №13(661)   :   03.04.2025
438

2

В современном мире умение эффективно работать с текстом – это не просто полезный навык, а необходимость. Однако многие школьники испытывают трудности в понимании прочитанного, в анализе информации и в выражении собственного мнения.
Проблема усугубляется чрезмерным увлечением гаджетами, что приводит к снижению уровня речевой культуры. Как же помочь школьникам освоить навыки глубокого чтения и критического анализа? Ключевым решением является комплексная работа с текстом, которая не ограничивается простым прочтением, а подразумевает активное взаимодействие с информацией. Эта работа способствует не только развитию читательских навыков, но и всестороннему развитию личности школьника.    

3


Благодаря активному взаимодействию с текстом, школьники учатся мыслить серьёзно, грамотно выражают свои мысли, обогащают свой внутренний мир и становятся успешными читателями, способными самостоятельно ориентироваться в информационном потоке современной жизни. Внедрение форм качественных работ с текстом и их систематическое использование на уроках и во внеурочное время являются залогом формирования читательской компетенции школьников.
В своей педагогической практике я уделяю особое внимание комплексной работе с текстом, осознавая её важность для всестороннего развития учащихся. В работе я активно использую различные методические приёмы, такие как аналитическое чтение с комментариями, составление кластеров и ментальных карт, написание эссе и аннотаций, проведение дискуссий и дебатов. Я стараюсь создавать на уроках атмосферу сотрудничества и сотворчества, где каждый ученик имеет возможность проявить свою индивидуальность и внести свой вклад в общее понимание текста.

1


Моя цель – не просто научить детей читать, а воспитать вдумчивых и грамотных читателей, способных не только понимать содержание, но и анализировать структуру, выявлять авторский замысел, формулировать исходную точку зрения и использовать полученные знания в жизни. Я стремлюсь к тому, чтобы работа с текстом на моих уроках способствовала формированию у учеников таких качеств, как критическое мышление, коммуникативная компетентность, эмоциональный интеллект и любовь к чтению.
Успех читательской компетенции во многом зависит от навыков учителя в организации работы с текстом. Создавая на уроках атмосферу сотрудничества и сотворчества, используя традиционные и новаторские методические приёмы, учитель помогает каждому ученику раскрыть свой потенциал и занять собственную читательскую позицию. Комплексная работа с текстом – это ключ к развитию не только языковых навыков, но и интеллектуального и духовного качества школьников.

Асель АРБАГУЛОВА,
учитель русского языка и литературы ОШ №11,
г. Костанай

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».