В современном мире умение эффективно работать с текстом – это не просто полезный навык, а необходимость. Однако многие школьники испытывают трудности в понимании прочитанного, в анализе информации и в выражении собственного мнения.
Проблема усугубляется чрезмерным увлечением гаджетами, что приводит к снижению уровня речевой культуры. Как же помочь школьникам освоить навыки глубокого чтения и критического анализа? Ключевым решением является комплексная работа с текстом, которая не ограничивается простым прочтением, а подразумевает активное взаимодействие с информацией. Эта работа способствует не только развитию читательских навыков, но и всестороннему развитию личности школьника.
Благодаря активному взаимодействию с текстом, школьники учатся мыслить серьёзно, грамотно выражают свои мысли, обогащают свой внутренний мир и становятся успешными читателями, способными самостоятельно ориентироваться в информационном потоке современной жизни. Внедрение форм качественных работ с текстом и их систематическое использование на уроках и во внеурочное время являются залогом формирования читательской компетенции школьников.
В своей педагогической практике я уделяю особое внимание комплексной работе с текстом, осознавая её важность для всестороннего развития учащихся. В работе я активно использую различные методические приёмы, такие как аналитическое чтение с комментариями, составление кластеров и ментальных карт, написание эссе и аннотаций, проведение дискуссий и дебатов. Я стараюсь создавать на уроках атмосферу сотрудничества и сотворчества, где каждый ученик имеет возможность проявить свою индивидуальность и внести свой вклад в общее понимание текста.
Моя цель – не просто научить детей читать, а воспитать вдумчивых и грамотных читателей, способных не только понимать содержание, но и анализировать структуру, выявлять авторский замысел, формулировать исходную точку зрения и использовать полученные знания в жизни. Я стремлюсь к тому, чтобы работа с текстом на моих уроках способствовала формированию у учеников таких качеств, как критическое мышление, коммуникативная компетентность, эмоциональный интеллект и любовь к чтению.
Успех читательской компетенции во многом зависит от навыков учителя в организации работы с текстом. Создавая на уроках атмосферу сотрудничества и сотворчества, используя традиционные и новаторские методические приёмы, учитель помогает каждому ученику раскрыть свой потенциал и занять собственную читательскую позицию. Комплексная работа с текстом – это ключ к развитию не только языковых навыков, но и интеллектуального и духовного качества школьников.
Асель АРБАГУЛОВА,
учитель русского языка и литературы ОШ №11,
г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.