Креативный инструмент для духовно-нравственного и патриотического воспитания

Выпуск - №33(581)   :   04.09.2023
585

Лэпбук – это современный вид творческой деятельности, который может применяться в различных сферах, в том числе и во внеклассной работе. В настоящее время я всё чаще и чаще обращаюсь к этому методу, так как он позволяет развивать у детей креативность, фантазию, воображение.


Актуальность этой темы обусловлена тем, что нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из первых задач. Дети становятся отдалёнными от таких понятий, как доброта, забота, патриотизм и т.д. Формирование личности младших школьников невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Ведь именно в этом возрасте формируются первые представления об окружающем мире, отношения к семье, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Кроме того, в условиях быстро меняющегося мира и технологического прогресса, младшие школьники нуждаются в способах, которые помогут им преодолеть информационный шум и сфокусироваться на важных вещах.

В поисках успешных средств и методов реализации патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников я остановилась на технологии «лэпбук». Лэпбук является уникальным средством обеспечения сотрудничества, творчества детей и взрослых, способом личностно- ориентированного подхода к воспитанию. Лэпбук представляет собой компактную книжечку с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которая собирается, склеивается из отдельных частей в единое целое, креативно оформляется.

Лэпбук представляет собой пособие, в котором каждый элемент имеет свой смысл и вкладывает определенный смысловой заряд. Например, в лэпбуке можно использовать различные открытки, письма, фотографии, картины, выписки из книг, пословицы, загадки, приметы и другие материалы, которые отражают основные идеи темы

Лэпбук – это не просто книга или пособие, это интерактивный проект, который предполагает взаимодействие автора с читателем. Кроме того, создание лэпбука стимулирует развитие мышления, воображения, мелкой моторики и умения работать с материалами. В работе с младшими школьниками лэпбук может использоваться для развития интереса к истории, литературе, культуре, семейным традициям, а также для формирования понимания значимости патриотизма и духовности.

Выбор темы и формирование целей – это первый этап работы с лэпбуком. Тема должна быть интересной и понятной для учащихся. После выбора темы необходимо определить цели и задачи проекта, которые будут направлены на развитие духовно-нравственных и патриотических качеств учеников.

Сбор информации – следующий этап. Младшие школьники могут использовать различные источники информации: книги, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д. Важно помочь детям отобрать источники, которые соответствуют возрасту и уровню понимания.

После сбора информации необходимо продумать макет лэпбука. Для этого можно использовать мозаичный метод, когда каждый элемент отражает определенный аспект темы. Можно также использовать логическую структуру, когда лэпбук представляет собой последовательность связанных между собой элементов. На этом этапе создания лэпбука младшие школьники могут использовать своё творческое воображение и фантазию. Лэпбук должен быть интересным и привлекательным, содержать яркие и запоминающиеся элементы.

После завершения работы над лэпбуком можно провести презентацию проекта. В ходе презентации ученики могут рассказать о своих находках и открытиях, а также о том, что они узнали о теме, над которой работали.

В целом, работа с лэпбуком – это эффективный инструмент для духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников. Она способствует развитию творческих способностей и креативности, формирует навыки работы в коллективе, развивает умение находить, выбирать и оценивать информацию, а также повышает интерес и любознательность к миру и окружающей действительности.

Темы для лэпбука могут быть разнообразные, это зависит от того, что вы хотите с детьми узнать, обсудить или посвятить какому-либо празднику. Хочу предложить вашему вниманию несколько тем лэпбуков, которые имеются в моей методической копилке. «Традиции моей семьи». «Добрые поступки в моей жизни». «Национальные праздники РК». «Знаменательные даты Казахстана». «Традиции и обычаи моего народа». «Веренский бор – памятник природы». «Птицы – наши соседи. Птицы – наши друзья». «Герои независимости – герои Казахстана». «Профессия моих родителей». «Поговорим о коррупции». Каждая из этих тем была раскрыта совместно с учениками, их родителями и педагогом. В результате ученики получают не только новые знания, но и умение анализировать и систематизировать их, высказывать свои мнения.

Таким образом, лэпбук может стать интересной и увлекательной формой работы как на классных часах, так и на внеклассных мероприятиях. Также играет огромную роль в воспитании духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников.

Работая индивидуально, учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в классе есть ребята, которым тяжело находить контакт с одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Лэпбук помогает таким ученикам раскрыть себя и свой потенциал.

Работая в паре, дети учатся делить задание на микротемы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. Важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда трое-пятеро учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определённого задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Возможны несколько способов работы с лэпбуками. Первый способ – подача готовой информации. Педагог сам готовит материалы на определённую тему, распечатывает, склеивает. Здесь лэпбук – это подача информации в необычной форме для детей. Этот способ наиболее приемлем в 1-2 классах. Второй способ – проектная работа учеников. Для того чтобы сделать, подготовить проект ребятам необходимо самостоятельно подобрать материал. Найти главное и самое интересное, выписать в краткой форме. Во втором случае от учеников требуется умение добывать информацию, классифицировать её, обработать и представить в доступной для него форме. Данная работа возможна уже в 3- 4 классах.

Использование лэпбука в работе с младшими школьниками имеет ряд преимуществ. Развитие творческих способностей: создание лэпбука требует от детей проявления фантазии, творческого мышления и дизайнерских навыков. Развитие познавательных способностей: работа над лэпбуком позволяет детям узнать много нового о своей стране и мире, истории, культуре и традициях, а также развивать навыки поиска и обработки информации. Развитие коммуникативных навыков: работа предполагает общение с товарищами, обмен опытом и идеями, умение аргументировать свою точку зрения и слушать других. Развитие навыков самостоятельной работы: работа требует от детей организации своего времени, планирования, умения доводить дело до конца. Повышение интереса к учебной деятельности: создание лэпбука – это увлекательное занятие, которое способствует формированию интереса к учёбе, развитию познавательного и творческого мышления, а также укреплению мотивации к достижению успехов.

В заключение можно отметить, что использование лэпбука в работе с младшими школьниками – это эффективный способ духовно-нравственного и патриотического воспитания, а также развития творческих и познавательных способностей детей. Работа над лэпбуком позволяет увлекательным и интересным способом познакомить детей с важными событиями и личностями в истории страны и мира, развить коммуникативные и самостоятельные навыки. Использование лэпбука в работе с младшими школьниками является одним из наиболее перспективных и эффективных методов воспитания и развития детей, который помогает им не только освоить новые знания, но и укрепить свои социальные и эмоциональные навыки, что важно для их успешного развития в будущем.

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.