Формирование у школьников начальных классов вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, что необходимо для формирования функционально грамотной личности.
Все методы и техники, используемые педагогом в работе, должны быть направлены на развитие познавательной и мыслительной активности учащихся, а также на отработку и дополнение их знаний. Задача учителя начальной школы состоит в формировании у учеников математической, языковой, читательской и информационной грамотности.
Изучая различные методические материалы, я поняла, что для развития математической грамотности необходимо использовать практикоориентированные, дифференцированные, развивающие и системно-деятельностные подходы. Задания по формированию функциональной грамотности должны быть интересны ученикам. Для этих целей отлично подойдут электронные приложения к учебникам, тренажёры, дистанционные олимпиады на различных сайтах и др.
В младшей школе для формирования функциональной грамотности очень важно развитие логического мышления детей. Поэтому во время уроков математики необходимо отводить от 3 до 5 минут на работу с заданиями, которые помогают развивать логическое и абстрактное мышление. В этом могут помочь различные сборники с нестандартными заданиями, а также онлайн-приложения.
Использование классификации на уроках математики привносит в учебную деятельность положительные эмоции, поскольку такая работа представляет собой сочетание игрового и исследовательского процессов, что подстраивает учащихся под активную деятельность и позволяет им выполнять задания самостоятельно.
Важно начинать с формирования у детей умения выявлять особенности предметов. В 1 классе это задания, которые помогают развивать наблюдательность и связаны с анализом, сравнением и обобщением. Первоклассники обычно выделяют в предмете лишь несколько свойств, несмотря на то, что в каждом предмете может быть бесконечное множество различных характеристик. Например, можно предложить задание назвать свойства ручки. Возможные ответы детей: ручка тонкая, гелевая и пластмассовая. При просмотре других предметов ( яблоко, тетрадь, стекло, мел) дети смогут добавить к свойствам ручки другие качества: твёрдость, непрозрачность, несъедобность и лёгкость. Приходим к выводу, что для выделения свойств предмета мы используем приём сравнения. Когда дети научатся отличать предметы по их свойствам, можно приступать к обучению понятиям об общих и отличительных признаках.
Далее предлагайте ученикам сравнить несколько предметов, например, яблоко, грушу и арбуз. Вначале выделите их общие и отличительные свойства. Дети могут обсудить общие признаки предметов: все съедобные, растения, фрукты. А отличительные свойства – это форма, цвет и размер. В заключение можно предложить учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить общие и отличительные свойства. Для добавления разнообразия в задания обязательно включение игр.
Обучение математике помогает развить умение анализировать реальные ситуации логично и осознанно. Для достижения этой цели на уроках предлагаются нестандартные задачи, которые потребуют дополнительных усилий для анализа условий и построения логических рассуждений.
Вот пример задачи, которую необходимо логически обосновать. «В коробке лежат 7 яблок: 5 красных и 2 зелёных. Сколько нужно взять яблок из коробки, не заглядывая в неё, чтобы гарантированно получить хотя бы одно красное яблоко?» Для того чтобы гарантированно получить хотя бы одно красное яблоко, необходимо взять из коробки минимум три яблока. Детям нравится на уроках математики выступать в роли исследователей, они с удовольствием выполняют задания на логику и смекалку. Решение нестандартных задач помогает расширить математический кругозор младших школьников, а также повысить их математическую готовность. Предоставляя учащимся нестандартные задачи, мы развиваем логическое мышление и навыки принятия решений. Для этого подойдут логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания с использованием счётных палочек, задания с домино, комбинаторные задачи.
Не всем ученикам нравятся задания на логику. Важно не давить на детей. Со временем ребята начнут проявлять интерес к нестандартным заданиям и к математике в целом. Целенаправленная и системная работа позволяет сформировать высокий уровень математических умений и навыков учащихся. Они играют большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности, математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся, вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво относиться к любой выполняемой деятельности, без чего немыслимо овладеть основами наук, а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности.
Татьяна МЯЛИК,
учитель начальных классов Нагорненской ОСШ, район Б.Майлина
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.